Доклад главы городского округа город Воронеж В.Ю. Кстенина

26.12.2018
Уважаемый Владимир Фёдорович.

Уважаемые депутаты, коллеги и все присутствующие.

Сегодняшнее моё выступление не заменяет собой традиционного отчета главы, который будет сделан весной 2019 года и будет отличаться большим количеством финансово-экономических показателей (сегодня они ещё сводятся), а так же большим количеством аналитики. Я обратился к Владимиру Федоровичу по причине того, что считаю важным и нужным дать информацию комплексно о работе администрации, поскольку в СМИ приводится большое количество разрозненных фактов, не позволяющих сложить целостную картину происходящего, и именно по этой причине не возможно объективно оценить результаты работы за 2018 год.

На конкурс в марте текущего года я представил своё видение Программы развития города на пятилетку и, поверьте, этот документ исчезнет с моего рабочего стола только в том случае, если я пойму, что она не актуальна по причине перевыполнения заявленных показателей. Считаю её своим личным KPI в данный момент времени. Аналогичным образом и все заместители главы несут личную ответственность за её реализацию.

Конечно, в докладе я не стану сильно детализировать нашу операционную деятельность, а остановлюсь на конечных результатах за конкретный промежуток времени. Так же не буду детально объяснять, почему и зачем мы выполняем те или иные мероприятия – все здесь собравшиеся понимают суть проблем и неоднократно вырабатывали совместные решения по этим вопросам.

Начну с образования

До 2023 года программой предполагается строительство 9 школ, объем необходимых инвестиций ни много ни мало 8,7 млрд. рублей – сопоставимо с годовым уровнем собственных доходов муниципального бюджета.

На сегодня по факту: введена школа на Острогожской, продолжается строительство школы на Ильюшина, начато строительство ещё трёх школ на Артамонова, Тютчева, Шишкова, а также двух пристроек в Тенистом и Подгорном (кстати, эта очень хорошая практика позволяет за относительно небольшие деньги добиться значительных результатов, и она однозначно будет продолжена).

Все эти объекты будут введены в эксплуатацию в 2019 году. К слову, если обратите внимание, на слайде есть диаграмма – это главный показатель эффективности работы в этой части, а именно количество введённых дополнительных мест в школах. Эта диаграмма очень хорошо отражает нашу работу в 2018 году, и её результатом станет рост показателя более чем в 4 раза и составит невиданные до сего момента цифры- 5490 доп. мест в 2019 году. 

И с учётом нашей активной работы с Правительством Воронежской области в рамках федеральных программ, я уверен, аналогичные показатели мы увидим не в последний раз. Но мы должны понимать, что строительство таких объектов имеет свой цикл - за один год школу не построишь. Поэтому следующий такой большой результат мы увидим в 2021 году.

Уверен, что таких цифр никто из собравшихся в этом зале не видел за всю нашу современную историю. Как и уверен, что заявленные мероприятия в моей программе по этому направлению будут выполнены. И, если честно, то я уверен, что мы их перевыполним, но это можно будет с уверенностью сказать к концу 2019 года. К слову, мы уже приступаем к проектированию ещё 8 пристроек. 

Несколько слов про детские сады

Заявлено до 2023 года строительство и приобретение 12 объектов. В 2018 году приобретено 2 детских сада на Московском проспекте и на ул. Краснознаменной, начато строительство шести детских садов (Артамонова, Подгорное, Боровое, Подклетное, Шишкова, Малышево), а так же готовятся под выкуп два детских сада на 9-го Января.

В сухом остатке: в 2019 году мы организуем 2050 дополнительных мест для детей, и этот показатель вы можете также увидеть в динамике: 2016 год – 370, 2017 год- 470, 2018 год – 600 и 2019год – 2050. Динамика более чем заметная.

Есть в программе и план по капитальному ремонту зданий образовательных учреждений. Здесь предполагалось не менее 500 млн. рублей вложений за 5 лет. В 2018 году на ремонт мы потратили 112 млн. руб., что, кстати, позволило нам открыть 11 дополнительных ясельных групп на 252 места. Безусловно объем финансирования капитальных ремонтов будет увеличиваться, поскольку Губернатор обратил внимание профильных департаментов на необходимость не только развивать, но и активно работать над сохранением и модернизацией существующих объектов. Уверен, что и в этом направлении мы будем выглядеть достойно. 

Немного отойду от цифр, просто проинформирую, что мы продолжаем работать в рамках Госпрограммы “Доступная среда” и проводим мероприятия по созданию условий беспрепятственного доступа в социальные объекты для маломобильных групп населения.

Что касается детского летнего отдыха, то у нас за последние несколько лет каждый год положительная динамика по количеству отдохнувших детей. Но мы посчитали её не достаточной и впервые за последние годы провели тотальную инвентаризацию как действующих лагерей, так и не действующих, в том числе, и не муниципальных – ведомственных. Сейчас мы готовим программу по развитию детского летнего отдыха и предусмотрим как бюджетное финансирование восстановления лагерей, так и использование различных форм муниципально-частного партнерства. Мы хотим задать довольно высокую планку по увеличению количества мест в лагерях, потому что потребность в детском летнем отдыхе велика. В первом полугодии 2019 года будем обсуждать с депутатами наши предложения.

Что касается культуры

В программе был заявлен ремонт зданий 8 учреждений культуры, и он, собственно, выполнен.

Заявлено приобретение культурно-досугового центра на Ленинском проспекте, 201 и на сегодня никаких имущественных вопросов по этому объекту не осталось: ведется перепроектирование, выкуп планируется на 2020 год. В качестве дополнительных мероприятий на 18-23 годы в программе предусматривался капитальный ремонт зданий и помещений учреждений культуры на 100 млн. руб.

Докладываю вам, что на сегодняшний день нам предварительно одобрено финансирование из регионального бюджета капитального ремонта Дома культуры «Шинник» на 30 млн. руб., а так же городского Дворца культуры «Машиностроителей» - на 80 млн. руб. уже в 2019 году. 

И это обещание, уверен, будет выполнено с опережением сроков.

Также информирую вас, что 28 декабря мы заключаем контракт на проектирование строительства Дома культуры в Краснолесном. Вопрос по финансированию строительства этого объекта уже был решен ранее с Губернатором.

Таким образом, можно констатировать факт, что сегодня для этой сферы мы достаточно много делаем, и это не может не радовать, поскольку на моей памяти это направление всегда финансировалось, как правило, по остаточному принципу, и объемы этого финансирования были минимальны.

Про событийное наполнение городской культурной жизни могу сказать только одно. Каждый год мы даем значительную положительную динамику и по количеству, и по качеству мероприятий, и стараемся сделать жизнь города более разнообразной и туристически привлекательной.

Помимо традиционных фестивалей и праздников мы всё время стараемся привнести что-либо новое. Например, в этом году, как мне кажется, наш новый фестиваль “Мой город – мои возможности” нашёл свою целевую аудиторию, и мы будем проводить его снова. К слову, в этом году проведено 211 мероприятий различных по тематике и охвату зрительской аудитории на общественных пространствах города. И в дальнейшем мы будем особое внимание уделять событийному наполнению наших общественных пространств.

По спорту

В 2018 году построено 11 ФОКОТов (спорткомплексы открытого типа). Разработан проект строительства спортивного зала школы в Краснолесном, начато строительство 2-х залов спортивной борьбы на территории школы 23 и 75. Оборудовали за внебюджетные средства 2 площадки для воркаута, три тира, каток и 7 теннисных кортов (4 открытых и 3 закрытых), трассу по автомобильному кроссу. 

Начато строительство Центра гребли на байдарках и каноэ, выполнен ремонт спортивной площадки в парке Танаис. Начато строительство ФОКА на территории гимназии №7 на Ростовской.

Оборудована лыжероллерная трасса на территории спортшколы №12 на Херсонской.

Отремонтировали кровлю дворца спорта «Юбилейный» и зал бокса на ул. Новосибирской.

В 2019 году ожидаем строительство еще 7 ФОКОТов, завершение строительства залов спортивной борьбы, начала строительства спорт-зала в Краснолесном, завершение строительства спорткомплекса с 50-ти метровым бассейном в парке «Южный», завершение работ по Центру гребли, ввод ФОКА на Ростовской, а так же реконструкцию стадионов «Чайка» и «Локомотив» в рамках федеральной программы «Наследие ЧМ-2018» (прошу не путать – существующая инфраструктура стадионов эксплуатируется по всем нормам и регламентам, речь идет о дополнительных плоскостных сооружениях).

В заключение по «социалке» хочу сказать, что таких объемов инвестиционная программа города не видела никогда, и наша главная задача - эффективно и качественно реализовать все текущие и запланированные мероприятия в установленные сроки, ну и, безусловно, в 2019 году разработать следующую порцию ПСД для реализации проектов 20-21 гг. 

Уверяю вас, приложу все усилия, чтобы взятые темпы не снижались.

Перейду к городскому хозяйству, родная для меня тема и такая животрепещущая.

Она очень сложная и без поступательной, выверенной и грамотной работы - с наскоку - городские проблемы не решить, кто бы сейчас не руководил городом. Поэтому у нас есть и хорошая позитивная динамика, есть и сложные застарелые вопросы, которые требуют «хирургического» вмешательства. 

В этой отрасли, зачастую, решения критикуются как населением, так и различными политиками и управленцами. 

Хочу сказать, что в данной сфере, точно, всем одновременно мил не будешь. 

Но, исходя из своего многолетнего опыта руководства этой сферой, заверяю вас, что принимаемые решения выстраданы годами, я готов за них отвечать, потому что искренне уверен, что они принесут большую пользу в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Сразу скажу, что меня лично и сегодняшнюю администрацию можно критиковать за отсутствие, например, видимых результатов в сфере транспортного обслуживания. И это будет справедливо - люди устали ждать нормальный современный транспорт.

Но я вам скажу, что сложнее реформы, чем реформа транспорта этот город ещё не видел. 

Поэтому, мы должны провести очень большую подготовительную работу – у нас нет права на ошибки. 

Популизм и самопиар в этом отношении не работает – готов любого взять на большую должность, кто сможет меня убедить, что с наскоку решит эту проблему.

Просто накидать идей, насмотревшись телевизор и начитавшись популярных блогеров, которые рассказывают, как это должно быть и что всё очень просто - хотелось бы еще понимания ресурсного обеспечения этого процесса и, самое главное, наличие хоть какой-то обоснованной расчетами модели, а не детские картинки, по которым, если сделаешь, получишь полный коллапс в городе.

Теперь обо всём по порядку.

Дорожное хозяйство

В 2018 году с опережением сроков и без особых претензий по качеству выполнен ремонт по БКД (Федеральный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги») 104 улиц вместо 100 запланированных. Ликвидированы 17 участков концентрации ДТП.

Завершены работы по реконструкции развязки на 9-го Января и тоже раньше срока.

Кстати, по требованиям БКД регион должен выполнять показатели, установленные на Федеральном уровне, и, к нашему большому сожалению, показатель протяженности дорог нормативного качества совсем не привязан к площади отремонтированного покрытия. И именно этим объясняются наши решения по очередности ремонта улиц. 

Логика подсказывает, что в первую очередь надо отремонтировать основные проспекты, а уже потом периферию. Но нет - проспекты широкие – денег надо много, а километраж не позволяет достичь федеральных показателей.

Именно поэтому основные магистрали мы вынуждены ремонтировать поочередно по годам, добавляя километраж длинными и узкими улицами. 

Странно, но факт. Вместе с тем, в 2018 году мы пошли на решение заключить долгосрочный контракт по ремонту Московского проспекта с выполнением работ в 2018 году, а оплатой за счет бюджета 2019 года.

Считаю, что мы приняли грамотное управленческое решение, поскольку проспект требовал срочного ремонта и эту зиму он бы не пережил. 

Результат – новый асфальт по современной технологии, комфортное передвижение и, самое интересное, мы нашли дополнительные ресурсы и полностью расплатились за объект уже в 2018 году, а это ни много ни мало 200 млн. руб.!

Со следующего года планируем приступать к полноценному развитию улично-дорожной сети.

Для этого мы в этом году разрабатываем ряд проектно-сметных документаций (ПСД).

Это дорога от проспекта Патриотов до Гардарики, ул. Минская – ул. Землячки, Вл. Невского от Бульвара Победы до 60 Армии, реконструкция дороги Урывского – Тверская, от путепровода через М-4 Дон до ул. Остужева.

Разработана ПСД по КР моста через водосброс, на экспертизе ПСД по реконструкции путепроводов Ленина и 9-го Января.

Откорректировали ПСД по Остужевской развязке, разбили на этапы и будем заявлять строительство на 2019 год, путепроводы тоже, кстати.

Проектируем дублер Московского проспекта (60 Армии, Солнечная, Свободы). Планируем связь Шишкова-Тимирязева, расширение ул. Острогожской. 

Большое количество объектов планируем начать уже в 2019 году.

На 50 млн. руб. «Горсвет» заменил 1000 светильников на энергоэффективные, заменил 41 км неизолированного провода на современный СИП (самонесущий изолированный провод), восстановил освещение на 8 улицах и ряде дворов. Первый раз в истории мы утвердили инвестиционную программу предприятию на 115 млн. руб.

Что касается комбинатов благоустройства, не буду сильно останавливаться на их работе: вы все передвигаетесь по городу и видите, что система работает достаточно эффективно.

Два года мне потребовалось на реанимацию предприятий.

В 2017 году мы усилили материально-техническую базу – на 400 млн. рублей купили коммунальной техники.

В 2018 году мы продолжили приобретение техники, уже купили 22 единицы и сейчас разместили торги еще на 132,5 млн. руб. – в январе получим дополнительные погрузчики и грейдеры – поскольку считаю, что вывоз снега должен происходить значительно быстрее сегодняшнего.

Если честно, по сравнению с 16 годом, нам удалось увеличить финансирование работы комбинатов в три раза – это позволило нам заметно расширить парк техники и привлечь значительное количество дополнительных работников ручной уборки. Хотя, до норматива и идеала нам далеко.

Это очень спорный вопрос - надо ли к нему стремиться, или направить средства на более важные мероприятия?

Вы знаете, что мы создали специализированное учреждение по обслуживанию ливневой канализации и мелкому, аварийному, ямочному ремонту дорог. Приобрели и уже получили 27 единиц специализированной техники. 

Задача не просто улучшить содержание ливневой канализации, а впервые в современной истории города, провести диагностику сетей, инвентаризацию, нанесение сетей на топографические основы, выработать технические предложения по реконструкции и развитию.

Результатом должно стать создание муниципальной программы.

Как раньше говорил - с 2019 года имеется договоренность об изменении источника финансирования МКУ ГДДХ (Муниципальное казенное учреждение «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства») с местного бюджета на дорожный фонд.

Это позволит сэкономленные средства в объеме 37 млн. направлять на финансирование работ по развитию системы ливневой канализации или приобретение техники. 

Вы знаете, самой сложной для меня задачей является реформа пассажирского транспорта. И это для себя я вижу главным KPI. 

В 2020 году мы должны раз и навсегда принять ряд выверенных и продуманных решений, которые должны привести к кардинальным изменениям качества пассажирских перевозок.

Честно скажу - 2019 год будет подготовительным и понимаю, что еще год буду терпеть критику и негодование людей. 

В рамках заключенного с федеральным учреждением «Росдорнии» контракта на научно-исследовательскую работу «Разработка комплексной схемы организации транспортного обслуживания» проработаем пересмотр маршрутной сети с минимизацией дублирования, с максимальным выводом с магистральных улиц автобусов средней и малой вместимости, возможность и необходимость организации выделенных полос для пассажирского транспорта, организацию ТПУ.

Параллельно с кредитными организациями доведем до ума в 2019 году и внедрим в 2020 году систему единого транспортного приложения для оплаты проезда. 

C IT-компаниями в рамках проекта «Умный город», а в нем Воронеж выбран Минстроем пилотным, доработаем систему «умный транспорт» («умная остановка», информационное табло, Глонасс, «умный автобус» и концентрация информации на ЦОДД).

Разработаем новые договоры с перевозчиками и, поверьте, условия договоров будут сильно отличаться от существующих, как в части качества подвижного состава, так и в части качества и безопасности перевозок. 

Все перевозчики в курсе наших планов, и мы готовы к диалогу, чтоб не получилось, как в других сферах жизнедеятельности города.

Принцип - “я тут работаю уже много лет”, сегодня никого не впечатляет: будут работать те, кто к 2020 году подготовится соответствовать условиям – “именно здесь и сейчас”, а не по принципу: «дайте начну, а там видно будет: может быть, сделаю потом».

Люди устали ждать, а я на себя весь этот негатив принимать не собираюсь, пока кто-то деньги зарабатывает.

Безусловно, все должны понимать, что новые условия – это новый качественный уровень, а за улучшение сервиса надо платить, как бы это не звучало, повышение цены за проезд неизбежно. 

И тут на нас с вами, уважаемые депутаты, лежит ответственность за принятие решения - сделать это плавно с 2019 года, но при этом население сильных улучшений сразу не почувствует, либо показать сразу новую систему в 2020 году, но тогда стоимость проезда увеличится от сегодняшнего уровня значительно.

Кстати, введение дифференцированного тарифа тоже неизбежно. 

Безналичная оплата должна быть дешевле проезда за «наличку», иначе теряется смысл введения АСОП (автоматизированная система оплаты проезда). Разрыв должен быть ощутим, но при этом нещадно снимать транспортное средство с маршрута с неработающим терминалом. 

Что касается «Пассажиртранса» – есть согласованная позиция с Губернатором, что в
 2020 году предприятие должно увеличить свою долю на рынке. В этом году начали приобретение новых автобусов большой вместимости для предприятия, которое будет продолжено в 2019 – 2020 гг. 30 современных низкопольных «Лиазов» уже поступили в область, большая часть из них останется в городе. 

На «умных светофорах» останавливаться не буду – скептикам готов предоставить отчет в 10 томах о полугодовом анализе их работы: факт -эффективность 18%. Как говорит академик Блинкин: «Лучший способ сместить пробку из точки «А» в точку «Б» - построить дорогостоящую развязку». Поэтому 18% эффективности за 40 млн. руб. - это очень хороший результат. Правда, поскольку это был пилот, и только на Московском проспекте - ситуация стала хуже на некоторых прилегающих улицах, но это абсолютно решаемая задача путем установки такой системы на периферии – мы решим её в 2019 году, когда примем все необходимые решения по масштабированию этого проекта. 

ЖКХ

До конца этого года подведем итоги рассмотрения частной инициативы «Квадры» по концессии имущества «Воронежтеплосеть». Если выдержим дорожную карту, то с февраля «Квадра» приступит к эксплуатации. Как я уже говорил, это позволит в год экономить порядка 400 млн. руб. бюджетных денег. За 5 лет – это 2 млрд. руб., и если у вас богатая фантазия, вы можете себе представить, сколько за эти деньги можно сделать, к примеру, в сфере транспортного обслуживания или в благоустройстве города.

Инвестпрограмма «Квадры» в имущество «Теплосети» - 3,6 млрд. руб. 

Вы знаете, что мы акционировали «Горэлектросеть», и продажа акций позволит нам рассчитаться абсолютно со всеми долгами, которые тянутся еще со времен банкротства МУП «Воронежводоканал», долгами и кредитами «Воронежтеплосеть».

После этого в городе не останется уничтожающих бюджет (а это деньги населения) активов и можно будет говорить о бюджете развития.

Завершена на 100% инвестиционная программа «РВК Воронеж» – вложено 2,6 млрд. руб., построены и введены важнейшие для города объекты - завершен Сочинский коллектор (самый глубокий в стране) – это, кстати, еще одно очень правильное и эффективное решение городских властей - доделать ранее начатый за бюджетные деньги и брошенный объект. Теперь моя совесть чиста. К слову, на особом контроле у меня еще один из таких проектов - «Канализование Песчанки».

Введен в эксплуатацию цех механического обезвоживания осадка на ПОСе (Правобережные очистные сооружения), полностью выполнено водоснабжение и канализование Никольского, проложен коллектор по улице Дубровина, внедрена технология деманганации на ВПС-8 и 12 , ремонт ГЛК, реконструкция аэротенков на ПОСе, большое количество мероприятий по повышению надежности и качества воды, и много другое.

Мы уже вместе с вами сформировали новую инвестпрограмму (ИП) - она утверждена и составляет 4 млрд. руб. на 6 лет. В 2019 году 356 млн. руб. Кстати, мы синхронизировали ИП РВК с областной и городской адресной ИП и объекты, которые не вошли в ИП РВК, войдут в наши ИП - такую позицию одобряет губернатор. 

Мы одни из немногих в стране, кто по завершению действия 185 ФЗ и прекращению выделения средств из федерального бюджета продолжили переселение граждан, финансируя мероприятия из областного и местного бюджетов. 

В 2018-2019 году мы направим на это 560 млн. руб. расселим 23 дома (уже расселили 12 шт.) - 463 жилых помещения на 12 тыс. м2. 

И честно сказать, это повод для гордости. Когда все остановились и ждут продолжения Федерального финансирования, мы не подвели своих жителей и не отняли у них надежду на скорое переселение.

С 2019 года стартует Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Все оставшиеся дома, признанные аварийными, будут расселяться в рамках уже этого Федерального проекта. 

Уважаемые депутаты! Вы часто нас критиковали за неэффективное выделение средств ВЖКК, но как вы заметили, мы постоянно снижали объем выделенных средств, и я обещал, что к концу лета 2019 года мы закончим огромную работу по снятию статуса общежитий с домов и приступим к ликвидации предприятия. 

В 2018 году статус снят с 14 объектов, и в следующем году снимем с оставшихся 14. 

Думаю, после этого еще одна статья неэффективных затрат будет сокращена, а это ни много ни мало порядка 50 млн. руб. 

На комфортной городской среде остановлюсь коротко - про нее и так часто говорим. 

100 дворов в 2018 году комплексно отремонтировали.

Закончили реконструкцию Советской площади комплексно с ремонтом фасадов МКД и архитектурной подсветкой зданий, спрятали все провода в землю вокруг площади. 

Выполнили запланированные на 2018 год объемы работ по Димитровскому бульвару, Арсеналу, а также на больше чем 30 общественных пространствах - скверах, парках, аллеях. Получили новую жизнь Комсомольский сквер, Университетская площадь с Аллеей Нобелевских лауреатов, по просьбам людей спасли баркалон и благоустроили сквер Ильича с установкой обновленного макета корабля. 

Отрадно, что мы наконец-то научились работать в партнерстве с бизнесом и совместные результаты на лицо: 19 общественных пространств благоустроены с привлечением внебюджетных источников финансирования. 

Сейчас проектируем реконструкцию проспекта Революции, площади Победы, парка «Орленок», парка «Южный», сквера им. Пушкина и площади перед Театром оперы и балета, консервацию Ротонды.

Это первоочередные задачи по благоустройству на следующий год.

Вместе с тем, особое внимание будем уделять ремонту тротуаров и в 2 раза увеличим его финансирование в 2019 году. Так же намерены запустить программу по открытию сети общественных туалетов. 

Продолжим программу устройства архитектурной подсветки зданий - результат этого года нравится горожанам и гостям. Получилось очень красиво, город изменился до неузнаваемости ночью. 

Разработали новые подходы в организации цветников, горизонтального и вертикального озеленения городских пространств, организации кассетного озеленения летних выносных веранд.

Я ставлю задачу и буду лично контролировать эти работы – считаю, что визуализация города за счет правильных, эффективных и качественных подходов должна сильно измениться – это позитивно отразится на настроении горожан, туристической привлекательности города, а главное - не потребует дополнительных затрат бюджета. 

Можно было бы еще много о чем рассказать, например, об экологии, о наработках по привлечению инвестиций, о легкорельсовом транспорте, наконец, уж больше меня о проекте точно никто не знает, но я сегодня хотел рассказать больше о сделанном, чем о планах на 2019 г. и последующие годы. 

Ну и позвольте вишенку на торте - я сам сформирую вопрос от журналистов и сразу на него отвечу. «Вы тут понарассказали, что столько всего строите, делаете, объемы финансирования очень большие, долги за теплосеть платите, уровень собственной бюджетной обеспеченности не растет, наверное, опять понабрали кредитов, мы же только что писали, что мэрия влезла в очередной миллиардный кредит?». Вот какой вопрос. Я отвечу, чтоб никто не мучился и не придумывал собственные версии. 

В течение года первоначально утвержденные плановые назначения по налоговым и не налоговым доходам были увеличены на 530 млн. руб., а исполнение по итогам года- 100,4 %.

Мы в полном объеме отфинансировали все свои обязательства, в том числе, и софинансирование с вышестоящими бюджетами.

Маленький нюанс - у нас впервые ожидается профицит бюджета в сумме 97 млн. руб., который будет направлен на снижение величины муниципального долга.

Хотя все предыдущие годы мы уходили в январь с кредиторской задолженностью! 

Вернусь к кредитам

В 2018 году решили две основные задачи – не только остановили рост муниципального долга, но и значительно снизили его объем, а также, что немаловажно, расходы на его обслуживание за счет привлечения новых банковских кредитов на более выгодных условиях и исключительно для замещения кредитов с высокими процентными ставками (с 9 до 7,9 % годовых).

Рефинансирование долговых обязательств бюджетными кредитами Управления Федерального казначейства с ценой обслуживания 0,1% годовых и другие финансовые тонкости позволили нам сэкономить 90 млн. руб. на обслуживании долга, а сам объем долга снизить по итогам года на 600 млн. руб., с 86% до 72%.

Вот такая замечательная арифметика: столько всего сделали, да еще и долг снизили.

В завершении хочу вас поблагодарить за тесное и очень плодотворное взаимодействие. В этом году мы, как никогда, вместе разбирали, готовили много проектов, и хочу сказать, что мы живем в очень быстром, динамичном мире и только благодаря Владимиру Фёдоровичу и вам коллеги, мы можем входить в любой проект без опасения утонуть в бюрократических процедурах. Ваша готовность ради блага города и горожан отрабатывать внепланово, проводить процедуры и работы сессии очень ценна. Нам комфортно и приятно с вами работать.