О применении реагентов при уборке улично-дорожной сети города в зимний период

Зимнюю скользкость на дорожных покрытиях создают все виды снежно-ледяных отложений, снижающие коэффициент сцепления автомобиля с покрытием. При образовании зимней скользкости ухудшаются условия эксплуатации дороги, уменьшается скорость движения транспортных средств и возрастает количество дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно-эксплуатационные организации в зимний период обязаны поддерживать дороги в состоянии, обеспечивающем проезд автомобилей с установленными скоростями при соблюдении необходимого удобства и безопасности движения.

Процесс снегоочистки без применения химических веществ, не способен предотвратить образования скользкости на проезжей части дорог. 

Химический способ борьбы с зимней скользкостью обеспечивает возможность содержать проезжую часть дороги без снежно-ледяных отложений. Этот способ применяют для удаления как уже сформировавшейся скользкости, так и в профилактических целях. Он основан на применении химических материалов, обладающих способностью при контакте переводить снежно-ледяные отложения в раствор, не замерзающий при отрицательных температурах. Для этих целей наиболее допустимыми и приемлемыми по технико-экономическим особенностям служат химические вещества, представленные хлоридами натрия, кальция и магния. Они пригодны для применения как в «чистом» виде, так и в смеси с фрикционными материалами. 

Хлористые соли не оказывают вредного воздействия на асфальтобетонные покрытия. В целях устранения возможного отрицательного влияния на окружающую среду хлориды применяться с соблюдением норм распределения и технологии работ.

Технология зимней уборки городских улиц и борьбы со снежно-ледяными образованиями разработана Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (г.Москва). Технология работ с целью предупреждения образования снежного наката предусматривает распределение хлоридов непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей. В период снегопада к распределению хлоридов приступают после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нем хлоридов. Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада с помощью снегоуборочных машин снег удаляется с дорожного покрытия.

В случае образования снежного наката его ликвидируют следующим образом. Сначала распределяют противогололедные материалы по поверхности вновь образовавшегося наката. После распределения хлоридов необходимо сделать выдержку до тех пор, пока отложения не увлажнятся вследствие частичного их плавления хлоридами и не разрыхлятся в результате воздействия автомобилей. После чего, образовавшаяся разрыхленная масса убирается с проезжей части дороги.

При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда работы по ликвидации этого наиболее опасного вида скользкости заключаются лишь в распределении хлоридов по поверхности ледяной корки.

В городе Воронеже для борьбы с зимней скользкостью применяется песко-соляная смесь. Поваренную соль (хлористый натрий NaCl) добавляют в песок для того, чтобы они не смерзались зимой при хранении и чтобы смесь сохранялась в рассыпчатом, рыхлом состоянии, удобном для погрузки и равномерного распределения на дороге. За счет соли, добавляемой в песок при применении песко-соляной смеси, результат борьбы с зимней скользкостью получается такой же, как и при использовании «чистых» хлоридов. Кроме того, использование поваренной соли не снижает коэффициент сцепления автомобиля с покрытием и по сравнению с другими хлористыми солями уменьшает продолжительность периода повышенной скользкости дороги.

В дополнение к вышеизложенному необходимо отметить, что химический способ борьбы с зимней скользкостью применяется во всех городах Российской Федерации, городах соответствующей климатической зоны стран Европы и Северной Америки.