О результатах мониторинга и рекомендациях по совершенствованию работы по профилактике коррупции в МБУ городского округа город Воронеж «Комбинаты благоустройств районов»

25.07.2019
Отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – Отдел) проведен мониторинг по вопросам организации антикоррупционой работы в МБУ «Комбинат благоустройства Железнодорожного района», МБУ городского округа город Воронеж «Комбинат благоустройства Левобережного района», «Комбинат благоустройства Центрального района», «Комбинат благоустройства Советского района», «Комбинат благоустройства Коминтерновского района», «Комбинат благоустройства Ленинского района» (далее – Комбинаты).

Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» на организации возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые могут в себя включать:
  • - определение подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • - сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • - разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • - принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • - предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • - недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В целях надлежащей организации работы в данном направлении и во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерством труда и социального развития РФ разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 (далее – Методические рекомендации). Данные Методические рекомендации направлены руководителям муниципальных организаций (№9173781 от 18.01.2018, №9174177 от 18.01.2018) для дальнейшего использования. 

Исходя из требований указанных положений действующего законодательства, с целью надлежащей организации деятельности в сфере профилактики коррупции руководителям муниципальных организаций надлежало:

1) Назначить лицо (лиц), ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) Разработать и утвердить:
  • - положение об антикоррупционной политике организации;
  • - план мероприятий по противодействию коррупции;
  • - положение о конфликте интересов;
  • - порядок уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений;
  • - кодекс этики и служебного поведения работников;
  • - положение о взаимодействии с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.
По результатам проведенного мониторинга установлено, что не всеми Комбинатами обеспечено принятие вышеперечисленных документов. Значительная часть документов, предусмотренных антикоррупционным законодательством отсутствует в Комбинатах Советского и Ленинского районов. В документах Комбинатов Левобережного, Железнодорожного, Коминтерновского районов имеются неточности в формулировках отдельных положений и в определении круга лиц (сотрудников муниципальных организаций), на которых распространяется действие антикоррупционного законодательства.

В целях обеспечения единообразия в организации антикоррупционной работы Комбинатам предлагается следующее.

В Положении об Антикоррупционной политике:

1. Учесть основные понятия, цели и задачи антикоррупционной политики, методы и направления работы в данном направлении, основываясь на Методические рекомендации.

2. Исключить положения, выходящие за пределы компетенции организаций. Например, в Положениях об Антикоррупционной политике Комбинатов Левобережного, Железнодорожного, Коминтерновского районов определено, что к полномочиям организации по вопросу противодействия коррупции отнесено выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, которые, за исключением деятельности по предупреждению, выявлению и последующему устранению причин коррупции, являются исключительной компетенцией органов дознания и следствия.

3. При определении круга лиц, на которых распространяется действие Положений об Антикоррупционной политике, необходимо учесть, что действие зарубежного законодательства не распространяется на учреждение и его сотрудников, в силу того, что основной предмет деятельности Комбинатов - это реализация полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж в сфере благоустройства и текущего содержания дорог местного значения районов городского округа город Воронеж, и Комбинаты осуществляют свою деятельность исключительно в пределах муниципального образования – городской округ город Воронеж. 

4. Определить коррупционные риски, возникающие при реализации возложенных полномочий, их степень, круг должностных лиц, выполняющих коррупционно – опасные функции, разработать мероприятия по минимизации и устранению коррупционных рисков.

5. В целях эффективной реализации антикоррупционной политики надлежит указать, что просветительную работу среди работников необходимо проводить постоянно, по мере вступления в законную силу изменений, дополнений в положения антикоррупционного законодательства, а в целях формирования нетерпимости работников к коррупционным проявлениям предусмотреть ознакомление работников с правоприменительной практикой за совершение коррупционных правонарушений. 

6. Определить механизм оценки результатов работы в сфере противодействия коррупции, например, в форме подготовленного ежегодного отчета лицом, ответственным за противодействие коррупции, о выполнении запланированных мероприятий (например, отчет направляется руководителю).

В Положении об урегулировании конфликта интересов:

1. В структуре Положения о конфликте интересов предусмотреть два блока: 
  • - по урегулированию конфликта интересов среди сотрудников учреждения, с учетом особенностей административного и уголовного законодательства;
  • - по урегулированию конфликта интересов руководителя учреждения и его заместителя со ссылкой на постановление администрации городского округа город Воронеж от 31.01.2019 № 96 «Об утверждении Порядка принятия решения об одобрении сделок с участием муниципальных учреждений, в совершении которых имеется заинтересованность».
2. Регламентировать порядок подачи сведений о конфликте интересов, их регистрацию.

3. Предусмотреть в Положении о конфликте интересов дополнительное основание раскрытия конфликта интересов: информация правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, общественных и политических объединений, граждан и организаций.

4. Пересмотреть установленные Положениями способы разрешения конфликта интересов в соответствии с положениями трудового законодательства РФ (исключить следующие способы урегулирования конфликта интересов: «временное отстранение работника от должности», «перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов», «увольнение работника из организации по инициативе работника», «увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей»). 

5. Предусмотреть право работника принимать участие в рассмотрении информации о конфликте интересов, давать письменные и устные пояснения по существу информации.

6. Внести требование о доведении до сведения работника, являющегося стороной конфликта интересов, информации о принятом решении и порядке его обжалования.

Иные рекомендации:

1. Необходимо издать распорядительный акт о возложении обязанностей по организации работы по профилактике коррупции и сотрудничеству с правоохранительными органами в организации на иных лиц, в случае отсутствия по уважительным причинам лиц ранее назначенных. 

2. Разработать и утвердить локальным актом порядок взаимодействия с правоохранительными органами, руководствуясь Методическими рекомендациями.

3. В Плане мероприятий по противодействию коррупции указать конкретные сроки исполнения мероприятий.

4. В порядке уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений предусмотреть ведение журнала регистрации соответствующих уведомлений.

Учитывая положительную практику Комбинатов Железнодорожного и Левобережного районов, которыми разработаны и утверждены Положения о порядке обмена деловыми подарками и знаками гостеприимства, Комбинатам иных районов рекомендуется разработать аналогичный локальный акт. Вместе с тем, при разработке соответствующего Положения необходимо учесть имеющуюся в Комбинатах Железнодорожного и Левобережного районов практику. Так, внутренним распорядительным документом необходимо создать комиссию по определению стоимости подарка, исходя из его рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением, при необходимости, комиссии или иного коллегиального органа.