Обобщение практики осуществления муниципального контроля

27.03.2018
Отчет об осуществлении муниципального контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления, благоустройства и содержания территорий городского округа город Воронеж в 2018 году

Отдел по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля (далее – Отдел) обеспечивает проведение муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2013 № 955.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ целями муниципального контроля являются организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений. 

В соответствии с нормативно – правовыми актами, регулирующими исполнение муниципального контроля в сфере благоустройства, проверки осуществляют 3 муниципальных служащих управления административно - технического контроля (далее – Управление). В 2018 году сотрудниками отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства Управления уполномоченными на проведение муниципального контроля осуществлено 36 проверок, из них 25 – плановых (1 плановая проверка проводилась совместно с управлением имущественных и земельных отношений), 11 – внеплановых (в том числе 1 проверка исполнения предписания). По итогам проверок выявлено 1 административное правонарушение. В отношении виновного юридического лица составлен протокол об административном правонарушении. Административной комиссией Левобережного района вынесено решение о наложении штрафа в размере 5000 рублей в отношении юридического лица, допустившего нарушение.

В целях поддержания чистоты и порядка на территории городского округа город Воронеж в 2018 году Управлением проведено 238 рейдовых осмотров по контролю соблюдения муниципальных правовых актов, в том числе комиссионных с участием представителей департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, управ районов. В отдельных случаях (при необходимости) к выполнению рейдовых мероприятий привлекались сотрудники Воронежской региональной общественной организации «Центр экологической политики».

В 2018 году по результатам контрольных мероприятий Управлением составлено 225 протоколов об административных правонарушениях, которые направлены для рассмотрения в административные комиссии при управах районов.

Наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях (111) составлено в отношении объектов торговли, допустивших нарушение правил благоустройства в сфере обращения с отходами производства и потребления (68) и невыполнение мероприятий по удалению объявлений, листовок, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера с фасадов зданий, сооружений (43). 

В отношении лиц, допустивших нарушения правил благоустройства при строительстве и ремонте объектов: составлено 33 протокола об административных правонарушениях в связи с несанкционированным складированием строительных отходов, грунта (25), а также невыполнением мероприятий по мойке колес, повлекшее за собой загрязнение территорий прилегающих к строительным объектам (8).

При выполнении мониторинговых мероприятий по контролю соблюдения требований в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлено 13 фактов несанкционированного размещения отходов со стороны физических лиц, в отношении которых составлено 13 протоколов об административных правонарушениях. 

Административными комиссиями при управах районов городского округа по протоколам об административных правонарушениях, составленным сотрудниками управления административно – технического контроля в 2018 году, вынесены решения о наказании виновных лиц в виде штрафа на общую сумму 385,5 тыс. руб. 

При проведении контрольных мероприятий Управление уделяет особое внимание вопросам содержания городских территорий. В отдельных случаях к решению проблем, возникающих в этой сфере, привлекаются коллективы предприятий и организаций, а также городское население при участии и взаимодействии с органами местного самоуправления. Много нареканий вызывает организация сбора коммунальных и промышленных отходов, несовершенство которой зачастую приводит к возникновению очагов захламления.

Сотрудники Управления со своей стороны регулярно осуществляют мониторинг за выполнением мероприятий, направленных на устранение и предупреждение захламлений. Как показывает практика, наиболее значительные по площади захламления формируются вблизи строительства новых жилых микрорайонов, на пустырях, в лесных зонах и др. Для поддержания надлежащего санитарного состояния городских территорий важно обеспечить своевременное выявление очагов захламления, не допуская формирования крупномасштабных свалок.

В 2018 году Управлением выявлены наиболее крупные очаги захламления по адресам:
  • - Московский пр-кт, 142 Ш - при выполнении строительных работ ООО предприятие «ИП К.И.Т.» осуществляло складирование отходов за пределами, отведенной под застройку территории; 
  • - ул. Минская, 21 - при выполнения строительных работ (по адресу: Ленинский пр., 134) ООО «ОМЕГА» допустило несанкционированное складирование строительных отходов на территории, прилегающей к жилой застройке;
  • - пр. Патриотов, 43 к - при осуществлении хозяйственной деятельности индивидуальный предприниматель Аскеров Э.К.о несанкционированно складировал производственные и строительные отходы за пределами отведенного земельного участка; 
  • - ул. Балашовская, 22 – при замене бордюрного камня на территории автомобильной газонаполнительной компрессорной станции Воронеж -2 филиалом ООО «Газпром трансгаз Москва» «Центргаз» осуществлялось складирование строительных отходов в неустановленном для этих целей месте – за пределами закрепленной территории;
  • - ДНТ «Тихий Дон-4», 225 - ООО «ПМК-СТ» организовало несанкционированное складирование строительных отходов на территории, прилегающей к жилой застройке.
По всем вышеизложенным фактам нарушений Правил благоустройства сотрудниками управления административно – технического контроля составлены протоколы об административных правонарушениях, которые направлены в административные комиссии при управах районов для привлечения виновных лиц к административной ответственности. 

Накопление в больших масштабах промышленных и коммунальных отходов оказывает негативное воздействие на окружающую среду и является одной их главных проблем в сфере благоустройства. Несмотря на предпринимаемые меры, до настоящего времени не удалось завершить выполнение мероприятий по ликвидации 3-х несанкционированных свалок, расположенных на территориях Железнодорожного, Коминтерновского и Советского районов. 

Управы районов городского округа в рамках предоставляемого финансирования организуют проведение работ по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов. Несмотря на принимаемые меры ликвидация несанкционированных свалок до настоящего времени не завершена. Эта проблема является одной из главных в сфере благоустройства, в связи с тем, что накопление промышленных и коммунальных отходов в непредназначенных для этого местах может повлечь за собой негативные последствия для окружающей среды. 

Управа Железнодорожного района проводит работу, направленную на предотвращение дальнейшего захламления несанкционированной свалки по ул. Землячки, 29. Для предотвращения заезда крупнотоннажного автотранспорта и выгрузки мусора на данной территории в пожароопасный период 2018 года, действовавший в Воронежской области, было организовано круглосуточное патрулирование. 18.10.2018 состоялось выездное совещание представителей прокуратуры Железнодорожного района, департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, отдела надзорной деятельности государственного пожарного надзора и управы района, по результатам которого представители департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области приступили к полной съемке местности, с разбивкой на участки, в местах расположения очагов захламления и территории «Голубого» озера, а также обозначения земельных участков, находящихся в собственности или аренде. Указанная информация необходима для установления фактических границ земельного участка по 
ул. Землячки, 29 и его последующей рекультивации (при выделении финансирования). Обработанные данные будут направлены в соответствующие ведомства. 

Собственники и арендаторы захламленных земельных участков предупреждены об административной ответственности за несанкционированное складирование отходов. Свалка находится в режиме мониторинга. Установлена система видеонаблюдения, позволяющая сотрудникам управы Железнодорожного района в режиме реального времени наблюдать за ситуацией. 

Бывший карьер ЗАО «ВКСМ», расположенный в Советском районе по адресу: г. Воронеж, ул. 9 Января, 259б, по распоряжению администрации городского округа город Воронеж от 26.08.2015 № 690-р, определен местом складирования опавшей листвы и снега на территории городского округа город Воронеж. Обеспечение надлежащей эксплуатации карьера возложено на МБУ «Комбинат благоустройства Советского района». На территории, предназначенной для складирования листвы и снега, установлен шлагбаум, ведется видеонаблюдение, круглосуточное дежурство.

По результатам обследования территории карьера отделом по осуществления контроля в сфере благоустройства за отчетный период установлено 2 факта нарушения Правил благоустройства (организации несанкционированной свалки), на основании которых составлено 2 протокола об административных правонарушениях в соответствии со ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». 

Управление административно-технического контроля совместно с управами районов намерено продолжать деятельность, направленную на ликвидацию масштабных несанкционированных свалок отходов и приведение территорий в надлежащее санитарное состояние, с этой целью проводится соответствующая профилактическая работа, в том числе с использованием средств массовой информации.

Особое внимание Управление уделяет работе по рассмотрению обращений граждан, которые поступают в администрацию городского округа город Воронеж по вопросам, касающимся сферы благоустройства. В 2018 году отделом, осуществляющим контроль в сфере благоустройства, рассмотрено 207 обращений граждан.

Повышению уровня комфортности городской среды способствует не только проведение мероприятий по благоустройству территорий и контроль по соблюдению требований, предусмотренных правилами благоустройства, но и совершенствование нормативно-правовой базы в указанной сфере.

Федеральным законом от 29.12.2017 № 463-ФЗ внесены изменения в федеральное законодательство по вопросам, связанным с благоустройством территорий муниципальных образований. 

Вследствие этого, возникла необходимость корректировки требований, установленных Правилами благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II, (далее – Правила благоустройства).

Кроме этого, изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», касающихся деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, также была поставлена задача по актуализации Правил благоустройства.

В соответствии с данной необходимостью и согласно поручению главы городского округа город Воронеж В.Ю. Кстенина управлением в течение 2018 года проводилась работа по подготовке проекта решения Воронежской городской Думы «О внесении изменений в решение Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II «Об утверждении Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж». 

Федеральным законодательством определено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы по определению границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

Однако в принятом законе Воронежской области от 05.07.2018 № 108-ОЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий в Воронежской области» не были определены критерии для установления границ прилегающей территории, и фактически не был разработан порядок определения границ прилегающей территории. 

В связи с невозможностью реализации на практике положений указанного закона, управлением был предложен порядок определения границ прилегающих территорий на основе установления расстояния в метрах от объектов в соответствии с их назначением, отличающийся простотой практического применения, и инициировано проведение процедуры по внесению изменений в закон Воронежской области от 05.07.2018 № 108-ОЗ. 

В 2018 году согласно поручению губернатора Воронежской области А.В. Гусева внесены изменения в закон Воронежской области от 05.07.2018 № 108-ОЗ «О порядке определения границ прилегающих территорий в Воронежской области», которые будут рассмотрены депутатами Воронежской областной Думы в феврале 2019 года.

После принятия изменений в закон Воронежской области будет продолжена работа по корректировке требований, предусмотренных Правилами благоустройства, с утверждением их на заседании Воронежской городской Думы.

В отчетном году начата работа по внедрению на территории городского округа город Воронеж системы автодозвона, направленной на пресечение фактов нарушений требований Правил благоустройства, связанных с размещением (расклейкой, развешиванием) афиш, объявлений, листовок, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера в неустановленных для этих целей местах.

Изучив опыт других муниципальных образований, где система уже функционирует, было принято решение о применении системы автодозвона на территории городского округа город Воронеж. С этой целью был заключен контракт с ООО «СибТел» в декабре 2018 года на оказание услуг виртуальной автоматической телефонной станции на сумму 252 тыс. руб. из средств городского бюджета. 

Для юридического обоснования функционирования системы автодозвона управлением подготовлен проект постановления администрации городского округа город Воронеж «Об утверждении регламента работы администрации городского округа город Воронеж по организации и осуществлению автодозвона». К практической деятельности по данному направлению администрация городского округа город Воронеж приступит в 2019 году.



Информация по осуществлению муниципального контроля за 2018 год

Управление экологии обеспечивает проведение муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2013 № 955.

За 2018 год сотрудниками управления экологии, обеспечивающими осуществление муниципального контроля, проведено 12 плановых проверок. В результате проведения проверок фактов нарушения обязательных требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами, не выявлено.

Кроме этого проведено 123 рейдовых осмотра озелененных территорий, по обследованию озелененных территорий городского округа город Воронеж с целью контроля соблюдения муниципальных –правовых актов. По результатам рейдовых проверок составлено 52 протокола об административных правонарушениях, которые направлены в административные комиссии при управах районов городского округа город Воронеж. 

В абсолютном большинстве случаев меры к устранению нарушений законодательства принимаются в кратчайшие сроки.

В целях принятия мер к возмещению вреда, причиненного уничтожением зеленых насаждений, и привлечения к ответственности за неправомерное уничтожение зеленых насаждений в 2018 года проведено 27 расчетов вреда, причинённого незаконной вырубкой 103 деревьев на сумму около 2 млн. руб. Материалы по данным фактам переданы в отделы полиции соответствующих районов для возбуждения уголовных дел по ст. 260 УК РФ. В результате возбуждено 9 уголовных дел.

Кроме того, управлением экологии в рамках возложенных обязанностей и с соблюдением общего срока исковой давности, установленного ст. 196 Гражданского кодекса РФ (3 года), направлены исковые заявления для взыскания с виновных лиц вреда, причиненного противоправным уничтожением зеленых насаждений:
  • - в адрес Мирового судьи судебного участка № 1 Коминтерновского района г. Воронежа (о взыскании вреда, причиненного противоправной вырубкой 1-го дерева по Московскому пр., 131 (цена иска 12277,67 руб.);
  • - в адрес Мирового судьи судебного участка № 5 Коминтерновского района г. Воронежа о взыскании вреда, причиненного противоправной вырубкой 2-х деревьев и 1-го кустарника по ул. Вл. Невского, 7 (цена иска 30855, 52 руб.).
Исковые требования были удовлетворены. В целях взыскания причиненного вреда управлением экологии направлены заявления в Коминтерновский районный отдел судебных приставов о возбуждении исполнительного производства.

Примеры отдельных нарушений муниципальных правовых актов.

В рамках рассмотрения коллективного обращения жителей городского округа город Воронеж по вопросу повреждения зеленых насаждений, произрастающих на дворовой территории многоквартирного жилого дома №115 по ул. Ломоносова, поступившего в адрес управления экологии администрации городского округа город Воронеж, установлен факт уничтожения 1-го дерева породы вяз Д=16 см.

Порубочный билет на рубку/обрезку деревьев по указанному адресу управлением экологии не предоставлялся. Сумма вреда, причиненного уничтожением дерева, составила 15 455 руб. 71 коп. В связи с отсутствием у управления экологии функций органов дознания было направлено письмо в адрес ОП № 6 УМВД России по г. Воронежу об установлении лиц, виновных в правонарушении и привлечении их к уголовной ответственности в соответствии со ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений». 

В ОП № 6 УМВД России по г. Воронежу гражданин П. подтвердил данный факт и направлен в управление экологии для возмещения в полном объеме в бюджет городского округа город Воронеж суммы вреда, причиненного противоправным уничтожением зеленых насаждений.

На основании сведений, полученных из средств массовой информации, и по результатам визуального обследования, установлен факт уничтожения 26.10.2018. 44 кв. м газонного покрытия на территории сквера «Комсомольский» по адресу: г. Воронеж, ул. Кольцовская, 68 В (со стороны ул. 9 Января) в результате проезда автотранспортного средства. Указанная территория является особо охраняемой природной территорией местного значения (постановление администрации городского округа город Воронеж от 02.03.2016 № 105 «О создании особо охраняемых природных территориях местного значения в городском округе город Воронеж»). В отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении, направлена претензия о добровольном возмещении вреда.



Обобщение практики осуществления муниципального контроля отделом по осуществления контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации городского округа города Воронежа за 2018 год.

Виды осуществляемого муниципального контроля.

Отдел по осуществления контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля администрации городского округа город Воронеж (далее – Отдел) осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случае отнесения их к вопросам местного значения в сфере обращения с отходами производства и потребления, благоустройства, за исключением контроля в сфере природоохранного законодательства на территории городского округа город Воронеж. 

Количество подконтрольных субъектов.

На 11.01.2019 общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования городского округа город Воронеж – 71602.

Данные о проведенных мероприятиях по контролю, мероприятиях по профилактике нарушений и их результатах.

Сотрудниками Отдела, уполномоченными на осуществление муниципального контроля в 2018 году, проведено 36 проверок, из них 25 – плановых (1 плановая проверка проводилась совместно с управлением имущественных и земельных отношений), 11 – внеплановых (в том числе 1 проверка исполнения предписания). По итогам проведения проверок выявлено правонарушение, а именно нарушение требований, установленных муниципальными правовыми актами – 1. Возбуждено дело об административном правонарушении, по итогам проверок – 1. Административное наказание, наложенное по итогам проверок – на 1 юридическое лицо. Сумма наложенного административного штрафа –5 тыс. рублей.

Кроме этого проведено 238 рейдовых осмотров территорий городского округа город Воронеж с целью контроля соблюдения муниципальных правовых актов. По результатам рейдовых осмотров составлено 225 протоколов об административных правонарушениях, которые направлены в административные комиссии при управах районов городского округа город Воронеж.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, Отдел осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами в соответствии с ежегодно утверждаемой Программой профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 22.01.2018 № 22 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, осуществляемой органом муниципального контроля – администрацией городского округа город Воронеж в 2018 году» утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2018 год.

В соответствии с утвержденной Программой профилактики Отделом осуществлялись следующие мероприятия:
  • 1) Отделом размещен на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети Интернет перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
  • 2) Отделом осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами в процессе проведения контрольных и рейдовых мероприятий, путем размещения информации на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж в сети интернет. 
  • В 2018 году изменения в обязательные требования, требования установленные муниципальными правовыми актами не вносились. 
  • 3) На сайте администрации городского округа город Воронеж размещён отчет по муниципальному контролю за 2018 год.
Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и (или) анализ и оценка причиненного ущерба.

В ходе проведения контрольных мероприятий Отделом установлено, что основными причинами допущенных нарушений, являются: 
  • - различное толкование содержания обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами подконтрольными субъектами, которое может привести к нарушению ими отдельных положений нормативно правовых актов Российской Федерации и городского округа город Воронеж;
  • - частые кадровые изменения на руководящих должностях в подконтрольных субъектах и, как следствие, изменение подходов к обеспечению системы соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Отделом будет продолжена работа, направленная на:
  • 1) устранение выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушений Правил благоустройства; 
  • 2) формирование единого понимания обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами у всех участников контрольной деятельности;
  • 3) оценка состояния подконтрольной сферы;
  • 4) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами определение способов устранения;
  • 5) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях, требованиях, установленных муниципальными правовыми актами и необходимых мерах по их исполнению.
1. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением административно-технического контроля за 2017 год

Отдел по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля обеспечивает проведение муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2013 № 955.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ целями муниципального контроля является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. 

Деятельность отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства проводится в соответствии с направлениями, указанными в законе.

За 2017 год сотрудниками отдела проведено 396 контрольных мероприятий, в том числе 63 проверки (19-плановых, 44- внеплановых) и 333 рейдовых обследования по результатам осмотров городских территорий.

С целью поддержания надлежащего санитарно–экологического порядка на территории городского округа организовано 176 рейдовых осмотров, в том числе комиссионных с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, управами районов городского округа город Воронеж. Наряду с этим совместные рейды осуществлялись с привлечением Воронежской региональной общественной организации «Центр экологической политики».

По результатам проведенных проверок и рейдов составлено 339 протоколов об административных правонарушениях по следующим фактам:
  • - нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления при осуществлении торговой деятельности – 112;
  • - ненадлежащее содержание контейнерных площадок и территорий, прилегающих к ним – 95;
  • - нарушения, связанные с размещением строительных отходов, содержанием строительных площадок – 63;
  • - невыполнение мероприятий по зимней уборке городских территорий (расчистка дорог и тротуаров от снега, очистка крыш от снега, снежных образований, ледяных сосулек) – 44;
  • - организация несанкционированных свалок отходов на городских территориях – 25.
Административными комиссиями при управах районов по указанным протоколам об административных правонарушениях вынесены решения о наложении наказания в виде штрафа на общую сумму 1,025 млн. рублей. 

В рамках контрольных мероприятий в 2017 году наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях (112) составлено в отношении объектов торговли. Указанные материалы составлены не только по фактам несоблюдения требований в сфере обращения с отходами производства и потребления, но и по невыполнению мероприятий по удалению объявлений, листовок, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера с фасадов зданий, сооружений.

Основные нарекания по ненадлежащему содержанию контейнерных площадок и территорий, прилегающих к ним, были направлены в адрес организаций, осуществляющих управление многоквартирным жилым фондом, на которые составлено 95 протоколов об административных правонарушениях. 

Также были выявлены нарушения правил благоустройства при проведении строительных работ. По фактам несанкционированного складирования грунта и строительных отходов, отсутствия мойки колес, повлекшее загрязнение территорий, прилегающих к строительным площадкам, составлено 63 (в 2016 году-32) протокола об административных правонарушениях на строительные организации, в том числе 26 протоколов об административных правонарушениях на юридические лица.

Особое внимание было уделено проведению мероприятий по зимней уборке городских территорий, включающей расчистку дорог и тротуаров от снега, очистку крыш от снега, снежных наростов и образований, ледяных сосулек. По данным фактам нарушений составлено 44 протокола об административных правонарушениях на различные организации, в том числе в отношении 17 организаций, осуществляющих управление многоквартирным жилым фондом. 

В рамках мониторинга территории городского округа город Воронеж на предмет соблюдения требований в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлялись факты несанкционированного размещения отходов. На лиц, допустивших несанкционированное размещение отходов и организацию свалок отходов, в 2017 году составлено 25 протоколов об административных правонарушениях.

Мероприятия по ликвидации и рекультивации несанкционированных мест размещения отходов регулярно проводятся управами районов городского округа. Однако, несмотря на принимаемые меры по ликвидации свалок, они вновь появляются либо на новых территориях, либо на территориях, где прошла рекультивация. В последние годы наблюдается тенденция по возникновению масштабных несанкционированных свалок рядом со строительными площадками крупных жилых микрорайонов. В конце 2016 были обнаружены 2 свалки: около жилого комплекса по бульвару Олимпийский 12,14 и рядом с жилым микрорайоном по ул. Покровская,18А, которые до настоящего времени не ликвидированы и включены в реестр масштабных несанкционированных свалок отходов.

На контроле управления находится 5 масштабных несанкционированных свалок отходов, из них 2 свалки расположены на участках, находящихся в частной собственности и аренде. По территориям, находящимся в собственности или аренде, управлением и управами районов проводится работа непосредственно с собственниками земельных участков по привлечению их к ответственности за административное правонарушение и по понуждению к организации мероприятий по устранению свалки отходов. Именно такая работа была проведена в 2017 году в отношении собственников земельного участка, расположенного по ул. Антонова-Овсеенко, 46а: Китаевой Н.Н., Проскурниковой Е.А., Ишутина М.А. В результате земельный участок был огорожен, свалка отходов ликвидирована, заблокированы подъездные пути, установлен аншлаг «Свалка мусора запрещена».

Что касается несанкционированных свалок, расположенных на территориях с неразграниченной формой собственности, мероприятия по их ликвидации закрепляются за управами районов.

В ходе контрольных мероприятий помимо масштабных свалок выявляются иные места захламления территорий, уборка которых не требует особых физических и материальных затрат. С начала 2017 года при участии лиц, допустивших правонарушения, ликвидированы следующие свалки, выявленные сотрудниками отдела:
  • - на земельном участке, расположенном по ул. Сосновая, 23 (территория бывшего зверосовхоза, находящаяся в частной собственности);
  • - на территории, прилегающей к полосе отвода ЮВЖД, расположенной по ул. Планетная, 26 А (находится в частной собственности);
  • - на территории, прилегающей к строительной площадке по пер. Газовый, 15-д;
  • - на территории, прилегающей к зданию магазина по ул. Димитрова, 70;
  • - на территории, прилегающей к объекту по ул. Новосибирская, 88-В;
  • - на территории с неразграниченной формой собственности по ул. Кулибина, 1-а.
Работа по ликвидации захламлений на землях лесного фонда, также как и в полосе отвода железной дороги не может осуществляться за счет средств городского бюджета. В отчетном году неоднократно проводились совещания с участием представителей управления лесного хозяйства Воронежской области, ЮВжд – филиала ОАО «РЖД» для выработки совместных решений, направленных на ликвидацию и предупреждение дальнейшего захламления земель. 

Управление административно-технического контроля совместно с управами районов продолжит работу, направленную на ликвидацию масштабных несанкционированных свалок отходов и приведение территорий в надлежащее санитарное состояние.

В 2017 году отделом рассмотрено 219 обращений граждан, исполнено 62 протокольных поручения. Основная доля поступивших обращений граждан (45%) касается вопросов возникновения несанкционированных свалок отходов, 22% составляют вопросы по благоустройству территорий, в частности: ненадлежащая уборка территорий, самовольное размещение объектов, ремонт асфальтового покрытия. Обращения по вопросам несанкционированного размещения контейнерных площадок, захламления контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий составляют 15%. 

В ходе рассмотрения обращений применяются все действия, направленные на достижение положительного результата. Проводится разъяснительная работа для предотвращения возникновения фактов нарушений, привлекаются управы районов городского округа и иные организации к проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений, составляются протоколы об административных правонарушениях на лиц, допустивших данные правонарушения.

При решении вопросов, направленных на улучшение санитарного состояния территорий городского округа город Воронеж, сотрудниками отдела благоустройства используются различные методы взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Наряду с проведением плановых, внеплановых проверок, рейдовых осмотров в 2017 году проводились мероприятия в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2017 № 624. 

С целью своевременного информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с перечнем нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, тексты данных документов были размещены на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж. Все изменения, вносимые в нормативные правовые акты, также размещены на сайте администрации городского округа город Воронеж и дополнительно разъяснены в рамках совещаний с привлечением представителей хозяйствующих субъектов. В 2017 году сотрудники отдела приняли участие в 6 совещаниях по вопросам обеспечения чистоты и порядка на городских территориях, в ходе которых даны разъяснения о требованиях нормативно – правовых актов и мерах по предупреждению возможных нарушений действующего законодательства. 

Начиная с 2016 года, на территории городского округа город Воронеж наблюдается рост количества предприятий, осуществляющих деятельность в системе раздельного сбора отходов, благодаря чему происходит постепенное вовлечение населения города в данный процесс. В 2017 году насчитывалось порядка 20 предприятий, организовавших сбор и транспортировку отходов вторсырья, относящихся к V классу опасности: макулатура, текстиль, стеклобой, стеклотара, различные виды пластмассы (полиэтиленовые пленки, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат - ПЭТ-тара) и др. На контейнерных площадках установлено более 800 сетчатых контейнеров для сбора ПЭТ-тары и других видов пластмассы.

В рамках деятельности рабочей группы по вопросам внедрения раздельного сбора отходов на территории Воронежской области, состав которой был утвержден распоряжением правительства Воронежской области от 29.11.2017 № 942-р, отделом подготовлена обобщенная информация о существующей ситуации по внедрению раздельного сбора отходов на территории городского округа город Воронеж. Также подготовлены предложения о расширении системы раздельного сбора отходов на территории городского округа город Воронеж для обсуждения на заседании рабочей группы, деятельность которой будет продолжена в 2018 году.

Повышению уровня комфортности городской среды способствует не только проведение мероприятий по благоустройству территорий и контроль по соблюдению требований, предусмотренных правилами благоустройства, но и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам благоустройства территорий.

В отчетном году отделом была проведена большая работа по корректировке Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II (далее-Правила благоустройства). 

В соответствии с обязательствами, определенными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169, по вопросу распределения субсидий из федерального бюджета, направленных на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, внесены изменения в Правила благоустройства согласно рекомендациям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. 

Значимость Правил благоустройства, как нормативно-правового акта повысилась также в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

В 2018 году будет продолжена работа по приведению Правил благоустройства в соответствие положениям федерального законодательства с целью установления единых требований и основных принципов формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.

2. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением муниципального жилищного контроля за 2017 год

Настоящее обобщение практики осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа город Воронеж в 2017 году (далее – обобщение) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). 

При реализации функций по осуществлению муниципального жилищного контроля, управление руководствуется нормативными правовыми актами, перечень и тексты которых размещены на официальном интернет-сайте городского округа город Воронеж (http://www.voronezh-city.ru/administration/structure/detail/21736). 

Управлением муниципального жилищного контроля проведено 2 плановых контрольных мероприятия в рамках Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией городского округа город Воронеж на 2017 год, согласованные с органами прокуратуры, утвержденные распоряжением администрации городского округа от 28.10.2016 № 870-р.

В 2017 году на рассмотрение в управление муниципального жилищного контроля поступило 2995 обращений граждан. Проверка доводов, изложенных в обращениях, осуществляется управлением в форме проведения проверок при наличии соответствующих оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…». 

Сотрудниками управления муниципального жилищного контроля, обеспечивающими выполнение функций по контролю осуществлено 2136 внеплановых проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 513 проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний.

В целях проверки доводов, обследовано более 1415 многоквартирных домов, в том числе с участием заявителей проведено 427 контрольных мероприятий.

По результатам проведения управлением муниципального жилищного контроля контрольных мероприятий выдано 513 предписаний на устранение нарушений действующего законодательства.

Основные нарушения, встречающиеся в ходе проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля:
  • - превышение нормативов при расчетах платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества);
  • - предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перебоями);
  • - некорректный расчет платы за отопление;
  • - нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. 
В целях предотвращения указанных нарушений УМЖК выданы соответствующие предписания и предостережения, а в необходимых случаях инициируется привлечение к административной ответственности. 

В 2017 году сотрудниками управления составлено 228 протоколов об административных правонарушениях, из них:
  • - 79 протоколов по ст.ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ (нарушение правил содержания общего имущества МКД, нарушение правил пользования и содержания жилого помещения); 
  • - 149 протоколов по ст.ст. 19.4.1, 19.5 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа должностного лица органа муниципального контроля, неисполнение предписания). 
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях наложены штрафные санкции на сумму - 944 тыс. руб.

В целях защиты прав граждан УМЖК подано 3 исковых заявления о понуждении управляющих организаций исполнить ранее выданные предписания, по которым приняты положительные решения. 

В 2017 году в суд подано 166 заявлений об оспаривании предписаний управления муниципального жилищного контроля. Арбитражным судом Воронежской области 2 предписания управления муниципального жилищного контроля признаны недействительными, по 43 делам приняты положительные решения (отказано в удовлетворении заявленных требований, либо прекращено производство по делу), 1 заявление УК оставлено судом без рассмотрения по причине неявки УК. 120 дел находятся в стадии рассмотрения. 

Законом Воронежской области от 14.12.2017 № 195-ОЗ полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 01.01.2018 передаются государственной жилищной инспекции Воронежской области. В связи с чем, дальнейшая работа по предписаниям, срок исполнения которых назначен на 2018 год, и последующая реализация полномочий по муниципальному жилищному контролю будет осуществляться государственной жилищной инспекцией Воронежской области включительно до 31 декабря 2023 года.

3. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением экологии за 2017 год

В течение 2017 года сотрудниками управления экологии проведены проверки и обследования 141 объекта, в том числе 9 плановых и 11 внеплановых проверок, 50 рейдовых мероприятия, составлено 55 протоколов по установленным фактам административных правонарушений. При этом, в 41 % случаев был нарушен режим особой охраны особо охраняемых природных территорий, в 36% случае - требования в области охраны зеленого фонда, в 24%- в области размещения отходов в зеленых зонах, в 7 % виновными лицами производился сброс сточных вод на рельеф местности. 

В результате принятых мер большинство особо охраняемых природных территорий было освобождено от незаконно размещенных торговых объектов. По отдельным фактам нарушения режима особой охраны, выявляемым в ходе рейдовых мероприятий, либо при работе с обращениями граждан, сотрудниками управления составляются материалы об административных правонарушениях. Всего, за 2017 год было составлено 23 таких материала. Большинство нарушений обязательных требований в области охраны зеленого фонда связаны с проведением работ по вырубке или обрезке зеленых насаждений в отсутствие оформленного в установленном порядке порубочного билета, либо не проведение необходимых уходных работ за зелеными насаждениями, что способно привести к нанесению ущерба здоровью или имуществу граждан. Так, например по обращению граждан по фактам несанкционированной обрезки деревьев по адресам: ул. 45 Стрелковой дивизии, 62а и ул. Куколкина, 33 проведены внеплановые проверки в отношении ООО «Арт Практика» и ТСН «ТСЖ Кольцо+», соответственно. В ходе проверок факты нарушений подтвердились, в отношении допустивших их должностных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях. 

В других случаях факты порчи зеленых насаждений выявлялись в ходе рейдовых мероприятий, проводимых с учетом обращений граждан. Например, таким образом были выявлены факты повреждения зеленых насаждений при проведении дорожных работ во дворе дома № 3 по ул. Брусилова, мероприятий по благоустройству на территории Есенинской аллеи, при размещении торгового оборудования по ул. Арзамасская, 4. Во всех случаях сотрудниками управления экологии были составлены протоколы об административных правонарушениях.

В текущем году в целях повышения результативности и эффективности плановых проверок выбраны организации, имеющие в пользовании, либо находящиеся в непосредственной близости от крупных озелененных, в том числе особо охраняемых природных территорий: БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 8»; БУЗ ВО «Областная детская клиническая больница №2»; БУЗ ВО «Сомовский санаторий для детей»; КУЗ ВО «Воронежский специализированный дом ребенка»; КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер»; БУ ВО «Воронежская областная станция по борьбе с болезнями животных»; БУ ВО Воронежская городская станция по борьбе с болезнями животных»; БУЗ ВО «Воронежская городская больница № 4»; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств»; ФГБОУВО "Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России»; ФГБОУВО «Воронежский государственный педагогический университет»; БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы». 

При проведении проверок основной целью является не привлечение к ответственности, а устранение имеющихся недостатков и предотвращение негативных последствий нарушений установленных требований.

4. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением имущественных и земельных отношений за 2017 год

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2017 год подготовлено в соответствии с ч.3 ст.8.2 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2017 № 624 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, осуществляемой органом муниципального контроля - администрацией городского округа город Воронеж в 2017 году».

Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.

За истекший период 2017 года отделом муниципального земельного контроля управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее – Управление) были осуществлены следующие контрольные мероприятия:

В соответствии с п.12 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» акты проверок с выявленными нарушениями требований земельного законодательства были направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для принятия решения о привлечении к административной ответственности.

Как показывает анализ проведенных контрольных мероприятий, наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ. 

Участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений должны приниматься все необходимые меры, а именно: 
  • - надлежаще оформлять права, предусмотренные главами III, IV, V.6 Земельного кодекса РФ на используемые земельные участки; 
  • - не допускать самовольного занятия земельных участков, т.е. использовать земельные участки только при наличии воли правообладателя, выраженной в порядке, установленном действующим законодательством;
  • - фактическое использование земельного участка должно соответствовать правовому режиму земельного участка, указанному в правоустанавливающих документах на землю, т.е использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и соответствующим видом разрешенного использования.