Обобщение практики осуществления муниципального контроля

27.03.2018
1. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением административно-технического контроля за 2017 год

Отдел по осуществлению контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля обеспечивает проведение муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации городского округа город Воронеж от 21.10.2013 № 955.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ целями муниципального контроля является организация и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. 

Деятельность отдела по осуществлению контроля в сфере благоустройства проводится в соответствии с направлениями, указанными в законе.

За 2017 год сотрудниками отдела проведено 396 контрольных мероприятий, в том числе 63 проверки (19-плановых, 44- внеплановых) и 333 рейдовых обследования по результатам осмотров городских территорий.

С целью поддержания надлежащего санитарно–экологического порядка на территории городского округа организовано 176 рейдовых осмотров, в том числе комиссионных с департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, управами районов городского округа город Воронеж. Наряду с этим совместные рейды осуществлялись с привлечением Воронежской региональной общественной организации «Центр экологической политики».

По результатам проведенных проверок и рейдов составлено 339 протоколов об административных правонарушениях по следующим фактам:
  • - нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления при осуществлении торговой деятельности – 112;
  • - ненадлежащее содержание контейнерных площадок и территорий, прилегающих к ним – 95;
  • - нарушения, связанные с размещением строительных отходов, содержанием строительных площадок – 63;
  • - невыполнение мероприятий по зимней уборке городских территорий (расчистка дорог и тротуаров от снега, очистка крыш от снега, снежных образований, ледяных сосулек) – 44;
  • - организация несанкционированных свалок отходов на городских территориях – 25.
Административными комиссиями при управах районов по указанным протоколам об административных правонарушениях вынесены решения о наложении наказания в виде штрафа на общую сумму 1,025 млн. рублей. 

В рамках контрольных мероприятий в 2017 году наибольшее количество протоколов об административных правонарушениях (112) составлено в отношении объектов торговли. Указанные материалы составлены не только по фактам несоблюдения требований в сфере обращения с отходами производства и потребления, но и по невыполнению мероприятий по удалению объявлений, листовок, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера с фасадов зданий, сооружений.

Основные нарекания по ненадлежащему содержанию контейнерных площадок и территорий, прилегающих к ним, были направлены в адрес организаций, осуществляющих управление многоквартирным жилым фондом, на которые составлено 95 протоколов об административных правонарушениях. 

Также были выявлены нарушения правил благоустройства при проведении строительных работ. По фактам несанкционированного складирования грунта и строительных отходов, отсутствия мойки колес, повлекшее загрязнение территорий, прилегающих к строительным площадкам, составлено 63 (в 2016 году-32) протокола об административных правонарушениях на строительные организации, в том числе 26 протоколов об административных правонарушениях на юридические лица.

Особое внимание было уделено проведению мероприятий по зимней уборке городских территорий, включающей расчистку дорог и тротуаров от снега, очистку крыш от снега, снежных наростов и образований, ледяных сосулек. По данным фактам нарушений составлено 44 протокола об административных правонарушениях на различные организации, в том числе в отношении 17 организаций, осуществляющих управление многоквартирным жилым фондом. 

В рамках мониторинга территории городского округа город Воронеж на предмет соблюдения требований в сфере обращения с отходами производства и потребления выявлялись факты несанкционированного размещения отходов. На лиц, допустивших несанкционированное размещение отходов и организацию свалок отходов, в 2017 году составлено 25 протоколов об административных правонарушениях.

Мероприятия по ликвидации и рекультивации несанкционированных мест размещения отходов регулярно проводятся управами районов городского округа. Однако, несмотря на принимаемые меры по ликвидации свалок, они вновь появляются либо на новых территориях, либо на территориях, где прошла рекультивация. В последние годы наблюдается тенденция по возникновению масштабных несанкционированных свалок рядом со строительными площадками крупных жилых микрорайонов. В конце 2016 были обнаружены 2 свалки: около жилого комплекса по бульвару Олимпийский 12,14 и рядом с жилым микрорайоном по ул. Покровская,18А, которые до настоящего времени не ликвидированы и включены в реестр масштабных несанкционированных свалок отходов.

На контроле управления находится 5 масштабных несанкционированных свалок отходов, из них 2 свалки расположены на участках, находящихся в частной собственности и аренде. По территориям, находящимся в собственности или аренде, управлением и управами районов проводится работа непосредственно с собственниками земельных участков по привлечению их к ответственности за административное правонарушение и по понуждению к организации мероприятий по устранению свалки отходов. Именно такая работа была проведена в 2017 году в отношении собственников земельного участка, расположенного по ул. Антонова-Овсеенко, 46а: Китаевой Н.Н., Проскурниковой Е.А., Ишутина М.А. В результате земельный участок был огорожен, свалка отходов ликвидирована, заблокированы подъездные пути, установлен аншлаг «Свалка мусора запрещена».

Что касается несанкционированных свалок, расположенных на территориях с неразграниченной формой собственности, мероприятия по их ликвидации закрепляются за управами районов.

В ходе контрольных мероприятий помимо масштабных свалок выявляются иные места захламления территорий, уборка которых не требует особых физических и материальных затрат. С начала 2017 года при участии лиц, допустивших правонарушения, ликвидированы следующие свалки, выявленные сотрудниками отдела:
  • - на земельном участке, расположенном по ул. Сосновая, 23 (территория бывшего зверосовхоза, находящаяся в частной собственности);
  • - на территории, прилегающей к полосе отвода ЮВЖД, расположенной по ул. Планетная, 26 А (находится в частной собственности);
  • - на территории, прилегающей к строительной площадке по пер. Газовый, 15-д;
  • - на территории, прилегающей к зданию магазина по ул. Димитрова, 70;
  • - на территории, прилегающей к объекту по ул. Новосибирская, 88-В;
  • - на территории с неразграниченной формой собственности по ул. Кулибина, 1-а.
Работа по ликвидации захламлений на землях лесного фонда, также как и в полосе отвода железной дороги не может осуществляться за счет средств городского бюджета. В отчетном году неоднократно проводились совещания с участием представителей управления лесного хозяйства Воронежской области, ЮВжд – филиала ОАО «РЖД» для выработки совместных решений, направленных на ликвидацию и предупреждение дальнейшего захламления земель. 

Управление административно-технического контроля совместно с управами районов продолжит работу, направленную на ликвидацию масштабных несанкционированных свалок отходов и приведение территорий в надлежащее санитарное состояние.

В 2017 году отделом рассмотрено 219 обращений граждан, исполнено 62 протокольных поручения. Основная доля поступивших обращений граждан (45%) касается вопросов возникновения несанкционированных свалок отходов, 22% составляют вопросы по благоустройству территорий, в частности: ненадлежащая уборка территорий, самовольное размещение объектов, ремонт асфальтового покрытия. Обращения по вопросам несанкционированного размещения контейнерных площадок, захламления контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий составляют 15%. 

В ходе рассмотрения обращений применяются все действия, направленные на достижение положительного результата. Проводится разъяснительная работа для предотвращения возникновения фактов нарушений, привлекаются управы районов городского округа и иные организации к проведению мероприятий по устранению выявленных нарушений, составляются протоколы об административных правонарушениях на лиц, допустивших данные правонарушения.

При решении вопросов, направленных на улучшение санитарного состояния территорий городского округа город Воронеж, сотрудниками отдела благоустройства используются различные методы взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Наряду с проведением плановых, внеплановых проверок, рейдовых осмотров в 2017 году проводились мероприятия в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований, утвержденной постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2017 № 624. 

С целью своевременного информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с перечнем нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, тексты данных документов были размещены на официальном сайте администрации городского округа город Воронеж. Все изменения, вносимые в нормативные правовые акты, также размещены на сайте администрации городского округа город Воронеж и дополнительно разъяснены в рамках совещаний с привлечением представителей хозяйствующих субъектов. В 2017 году сотрудники отдела приняли участие в 6 совещаниях по вопросам обеспечения чистоты и порядка на городских территориях, в ходе которых даны разъяснения о требованиях нормативно – правовых актов и мерах по предупреждению возможных нарушений действующего законодательства. 

Начиная с 2016 года, на территории городского округа город Воронеж наблюдается рост количества предприятий, осуществляющих деятельность в системе раздельного сбора отходов, благодаря чему происходит постепенное вовлечение населения города в данный процесс. В 2017 году насчитывалось порядка 20 предприятий, организовавших сбор и транспортировку отходов вторсырья, относящихся к V классу опасности: макулатура, текстиль, стеклобой, стеклотара, различные виды пластмассы (полиэтиленовые пленки, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат - ПЭТ-тара) и др. На контейнерных площадках установлено более 800 сетчатых контейнеров для сбора ПЭТ-тары и других видов пластмассы.

В рамках деятельности рабочей группы по вопросам внедрения раздельного сбора отходов на территории Воронежской области, состав которой был утвержден распоряжением правительства Воронежской области от 29.11.2017 № 942-р, отделом подготовлена обобщенная информация о существующей ситуации по внедрению раздельного сбора отходов на территории городского округа город Воронеж. Также подготовлены предложения о расширении системы раздельного сбора отходов на территории городского округа город Воронеж для обсуждения на заседании рабочей группы, деятельность которой будет продолжена в 2018 году.

Повышению уровня комфортности городской среды способствует не только проведение мероприятий по благоустройству территорий и контроль по соблюдению требований, предусмотренных правилами благоустройства, но и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам благоустройства территорий.

В отчетном году отделом была проведена большая работа по корректировке Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II (далее-Правила благоустройства). 

В соответствии с обязательствами, определенными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 № 169, по вопросу распределения субсидий из федерального бюджета, направленных на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды, внесены изменения в Правила благоустройства согласно рекомендациям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. 

Значимость Правил благоустройства, как нормативно-правового акта повысилась также в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2017 № 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

В 2018 году будет продолжена работа по приведению Правил благоустройства в соответствие положениям федерального законодательства с целью установления единых требований и основных принципов формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.

2. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением муниципального жилищного контроля за 2017 год

Настоящее обобщение практики осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа город Воронеж в 2017 году (далее – обобщение) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ). 

При реализации функций по осуществлению муниципального жилищного контроля, управление руководствуется нормативными правовыми актами, перечень и тексты которых размещены на официальном интернет-сайте городского округа город Воронеж (http://www.voronezh-city.ru/administration/structure/detail/21736). 

Управлением муниципального жилищного контроля проведено 2 плановых контрольных мероприятия в рамках Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей администрацией городского округа город Воронеж на 2017 год, согласованные с органами прокуратуры, утвержденные распоряжением администрации городского округа от 28.10.2016 № 870-р.

В 2017 году на рассмотрение в управление муниципального жилищного контроля поступило 2995 обращений граждан. Проверка доводов, изложенных в обращениях, осуществляется управлением в форме проведения проверок при наличии соответствующих оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…». 

Сотрудниками управления муниципального жилищного контроля, обеспечивающими выполнение функций по контролю осуществлено 2136 внеплановых проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 513 проверок по контролю за исполнением ранее выданных предписаний.

В целях проверки доводов, обследовано более 1415 многоквартирных домов, в том числе с участием заявителей проведено 427 контрольных мероприятий.

По результатам проведения управлением муниципального жилищного контроля контрольных мероприятий выдано 513 предписаний на устранение нарушений действующего законодательства.

Основные нарушения, встречающиеся в ходе проверок при осуществлении муниципального жилищного контроля:
  • - превышение нормативов при расчетах платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества);
  • - предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перебоями);
  • - некорректный расчет платы за отопление;
  • - нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. 
В целях предотвращения указанных нарушений УМЖК выданы соответствующие предписания и предостережения, а в необходимых случаях инициируется привлечение к административной ответственности. 

В 2017 году сотрудниками управления составлено 228 протоколов об административных правонарушениях, из них:
  • - 79 протоколов по ст.ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ (нарушение правил содержания общего имущества МКД, нарушение правил пользования и содержания жилого помещения); 
  • - 149 протоколов по ст.ст. 19.4.1, 19.5 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа должностного лица органа муниципального контроля, неисполнение предписания). 
По результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях наложены штрафные санкции на сумму - 944 тыс. руб.

В целях защиты прав граждан УМЖК подано 3 исковых заявления о понуждении управляющих организаций исполнить ранее выданные предписания, по которым приняты положительные решения. 

В 2017 году в суд подано 166 заявлений об оспаривании предписаний управления муниципального жилищного контроля. Арбитражным судом Воронежской области 2 предписания управления муниципального жилищного контроля признаны недействительными, по 43 делам приняты положительные решения (отказано в удовлетворении заявленных требований, либо прекращено производство по делу), 1 заявление УК оставлено судом без рассмотрения по причине неявки УК. 120 дел находятся в стадии рассмотрения. 

Законом Воронежской области от 14.12.2017 № 195-ОЗ полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля с 01.01.2018 передаются государственной жилищной инспекции Воронежской области. В связи с чем, дальнейшая работа по предписаниям, срок исполнения которых назначен на 2018 год, и последующая реализация полномочий по муниципальному жилищному контролю будет осуществляться государственной жилищной инспекцией Воронежской области включительно до 31 декабря 2023 года.

3. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением экологии за 2017 год

В течение 2017 года сотрудниками управления экологии проведены проверки и обследования 141 объекта, в том числе 9 плановых и 11 внеплановых проверок, 50 рейдовых мероприятия, составлено 55 протоколов по установленным фактам административных правонарушений. При этом, в 41 % случаев был нарушен режим особой охраны особо охраняемых природных территорий, в 36% случае - требования в области охраны зеленого фонда, в 24%- в области размещения отходов в зеленых зонах, в 7 % виновными лицами производился сброс сточных вод на рельеф местности. 

В результате принятых мер большинство особо охраняемых природных территорий было освобождено от незаконно размещенных торговых объектов. По отдельным фактам нарушения режима особой охраны, выявляемым в ходе рейдовых мероприятий, либо при работе с обращениями граждан, сотрудниками управления составляются материалы об административных правонарушениях. Всего, за 2017 год было составлено 23 таких материала. Большинство нарушений обязательных требований в области охраны зеленого фонда связаны с проведением работ по вырубке или обрезке зеленых насаждений в отсутствие оформленного в установленном порядке порубочного билета, либо не проведение необходимых уходных работ за зелеными насаждениями, что способно привести к нанесению ущерба здоровью или имуществу граждан. Так, например по обращению граждан по фактам несанкционированной обрезки деревьев по адресам: ул. 45 Стрелковой дивизии, 62а и ул. Куколкина, 33 проведены внеплановые проверки в отношении ООО «Арт Практика» и ТСН «ТСЖ Кольцо+», соответственно. В ходе проверок факты нарушений подтвердились, в отношении допустивших их должностных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях. 

В других случаях факты порчи зеленых насаждений выявлялись в ходе рейдовых мероприятий, проводимых с учетом обращений граждан. Например, таким образом были выявлены факты повреждения зеленых насаждений при проведении дорожных работ во дворе дома № 3 по ул. Брусилова, мероприятий по благоустройству на территории Есенинской аллеи, при размещении торгового оборудования по ул. Арзамасская, 4. Во всех случаях сотрудниками управления экологии были составлены протоколы об административных правонарушениях.

В текущем году в целях повышения результативности и эффективности плановых проверок выбраны организации, имеющие в пользовании, либо находящиеся в непосредственной близости от крупных озелененных, в том числе особо охраняемых природных территорий: БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 8»; БУЗ ВО «Областная детская клиническая больница №2»; БУЗ ВО «Сомовский санаторий для детей»; КУЗ ВО «Воронежский специализированный дом ребенка»; КУЗ ВО «Воронежский областной клинический психоневрологический диспансер»; БУ ВО «Воронежская областная станция по борьбе с болезнями животных»; БУ ВО Воронежская городская станция по борьбе с болезнями животных»; БУЗ ВО «Воронежская городская больница № 4»; ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт искусств»; ФГБОУВО "Воронежский институт государственной противопожарной службы МЧС России»; ФГБОУВО «Воронежский государственный педагогический университет»; БУЗ ВО «Воронежское областное бюро судебно-медицинской экспертизы». 

При проведении проверок основной целью является не привлечение к ответственности, а устранение имеющихся недостатков и предотвращение негативных последствий нарушений установленных требований.

4. Обобщение практики осуществления муниципального контроля управлением имущественных и земельных отношений за 2017 год

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2017 год подготовлено в соответствии с ч.3 ст.8.2 Федерального закона № 294–ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 03.11.2017 № 624 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, осуществляемой органом муниципального контроля - администрацией городского округа город Воронеж в 2017 году».

Анализ практики осуществления муниципального земельного контроля подготовлен с целью обеспечения доступности сведений об указанной практике, устранения условий, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воздействия на участников земельных отношений в целях недопущения совершения правонарушений, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств.

За истекший период 2017 года отделом муниципального земельного контроля управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж (далее – Управление) были осуществлены следующие контрольные мероприятия:

В соответствии с п.12 постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 года №1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» акты проверок с выявленными нарушениями требований земельного законодательства были направлены в Управление Росреестра по Воронежской области для принятия решения о привлечении к административной ответственности.

Как показывает анализ проведенных контрольных мероприятий, наиболее часто выявляемым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ. 

Участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений должны приниматься все необходимые меры, а именно: 
  • - надлежаще оформлять права, предусмотренные главами III, IV, V.6 Земельного кодекса РФ на используемые земельные участки; 
  • - не допускать самовольного занятия земельных участков, т.е. использовать земельные участки только при наличии воли правообладателя, выраженной в порядке, установленном действующим законодательством;
  • - фактическое использование земельного участка должно соответствовать правовому режиму земельного участка, указанному в правоустанавливающих документах на землю, т.е использовать земельный участок по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и соответствующим видом разрешенного использования.