Методические рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий

Порядок проведения на территории Воронежской области массовых мероприятий определен Законом Воронежской области от 27.05.2014 года №65-ОЗ «О порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Воронежской области» (далее – Закон № 65-ОЗ). 

В соответствии с вышеуказанным законом массовое мероприятие – это культурно-просветительское, театрально-зрелищное, физкультурно-оздоровительное, рекламное, праздничное или иное развлекательное мероприятие, проводимое на открытом воздухе в присутствии более 500 участников.

Одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности людей, соблюдение их прав и законных интересов, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся.

Основным субъектом, ответственным за организацию и поддержание общественного порядка, предупреждение массовых беспорядков и террористических актов при проведении мероприятий в соответствии с действующим законодательством является организатор массового мероприятия.

Для проведения мероприятия организатору необходимо направить в администрацию городского округа город Воронеж уведомление о проведении массового мероприятия в письменной форме в срок не позднее, чем за тридцать календарных дней до намеченной даты проведения массового мероприятия. В соответствии с п. 10.2.2. ст. 10 регламента администрации городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2015 №703 «О регламенте администрации городского округа город Воронеж» (далее – Регламент) структурным подразделением администрации, ответственным за прием и регистрацию уведомлений о проведении массовых мероприятий, является управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества администрации городского округа город Воронеж (г. Воронеж, ул. Пушкинская, д. 14). Прием осуществляется в рабочие дни: понедельник, вторник, среда, четверг – с 09.00 до 18.00 часов (перерыв – с 13.00 до 13.45 часов); пятница – с 09.00 до 16.45 часов (перерыв – с 13.00 до 13.45 часов).

В соответствии со ст. 10 Регламента в день приема уведомления управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества направляет его в зависимости от заявленной цели (тематики) в соответствующее структурное подразделение администрации для согласования. После этого (в течение суток) им принимается решение о согласовании либо об отказе в согласовании проведения массового мероприятия, о чем в тот же день уведомляется управление по работе с административными органами и структурами гражданского общества.

В случае согласования мероприятия, проводятся межведомственные рабочие совещания по вопросам обеспечения антитеррористической защищенности места проведения мероприятия и общественного порядка при его проведении. По результатам совещаний, в соответствии с решением протокола заседания антитеррористической комиссии Воронежской области от 14.07.2020 №4, разрабатывается план мероприятий с обозначением задач, определением подразделений, ответственных за их исполнение и установкой срока исполнения. Определяется алгоритм взаимодействия участников с правоохранительными органами. Предусматривается размещение дополнительных систем видеонаблюдения, освещения, оповещения. Разрабатываются схемы размещения инженерно-технических средств и эвакуации. Подготавливается приказ об изменении схемы движения автотранспорта на улицах, прилегающих к месту проведения массового мероприятия. Определяется количество работников частных охранных организаций, задействованных для оказания соответствующих услуг. 

Если массовое мероприятие проводится администрацией, полномочия организатора исполняет структурное подразделение администрации по направлению деятельности согласно цели проведения мероприятия.

В соответствии со ст. 5 Закона № 65-ОЗ массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах, если его проведение не создает угрозы безопасности граждан. При этом место проведения должно быть специально подготовлено, иметь ограждения, а также обустроенные входы и выходы.

К местам, в которых проведение массовых мероприятий запрещается, относятся:
  • 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
  • 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи, а также их охранные зоны;
  • 3) территории, непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым государственными органами, органами местного самоуправления, судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • 4) территории, проведение массовых мероприятий на которых может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Организатором массового мероприятия не может быть физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда, а также юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (реорганизации), признанное в установленном законодательством порядке банкротом, и в отношении которого проводится процедура банкротства.

В соответствии с требованиями Закона № 65-ОЗ организатор массового мероприятия обязан:
  • 1) подать уведомление в порядке, установленном настоящим Законом Воронежской области;
  • 2) обеспечивать соблюдение условий проведения массового мероприятия, указанных в уведомлении, и регламента проведения массового мероприятия;
  • 3) в случае изменения условий проведения массового мероприятия, указанных в уведомлении, не позднее чем за десять рабочих дней до дня проведения массового мероприятия подать уточненное уведомление;
  • 4) требовать от участников массового мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения массового мероприятия, прекращения нарушения закона;
  • 5) обеспечивать в пределах своей компетенции, в том числе при содействии органов внутренних дел, общественный порядок и безопасность граждан при проведении массового мероприятия;
  • 6) прекращать массовое мероприятие в случае совершения его участником (участниками) противоправных действий;
  • 7) принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении количества участников массового мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного массового мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;
  • 8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения массового мероприятия;
  • 9) организовывать места для сбора мусора, устанавливать биотуалеты и обеспечивать уборку места проведения массового мероприятия;
  • 10) обеспечивать соблюдение требований к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, установленных законодательством;
  • 11) обеспечивать возможность оказания участникам массового мероприятия необходимой медицинской помощи;
  • 12) осуществлять контроль за функционированием всех инженерных систем и систем оповещения, имеющихся в месте проведения массового мероприятия, за надежностью эксплуатируемых зданий и сооружений. 
В соответствии с требованиями ст. 8 Закона № 65-ОЗ организатор не вправе проводить массовое мероприятие, если:
  • 1) уведомление не было подано в срок;
  • 2) изменение условий проведения массового мероприятия не согласовано с администрацией.
Массовое мероприятие проводится в указанном в уведомлении месте и в указанное время в соответствии с регламентом проведения массового мероприятия.

В месте проведения массового мероприятия на протяжении всего массового мероприятия должны присутствовать организатор или лицо, уполномоченное организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия, и уполномоченный представитель администрации.

Массовое мероприятие прекращается по решению уполномоченного представителя администрации в случаях:
  • 1) возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, а также чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
  • 2) совершения участниками массового мероприятия противоправных действий;
  • 3) неисполнения организатором обязанностей, предусмотренных ч. 3 ст. 6 Закона № 65-ОЗ.
За нарушение порядка организации и проведения массового мероприятия предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 20.3. закона Воронежской области от 16.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области»:
  • 1. Нарушение требований Закона № 65-ОЗ о подаче уведомления о проведении массового мероприятия либо подача уведомления (уточненного уведомления) о проведении массового мероприятия с нарушением сроков, установленных Законом № 65-ОЗ, а также проведение массового мероприятия при принятии решения администрацией муниципального образования об отказе в согласовании проведения массового мероприятия - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
  • 2. Несоблюдение при проведении массового мероприятия условий, указанных в согласованном уведомлении (согласованном уточненном уведомлении) о проведении массового мероприятия, установленных частью 2 статьи 3 Закона № 65-ОЗ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.