Кто будет смотреть кино завтра? Расскажет перепись!
01.09.2020219,4 млн зрителей посетили кинотеатры нашей страны в 2019 году. Это на 9,5% больше, чем год назад.
Сборы от просмотров составили 55,5 млрд рублей. На долю российского кино пришлось 12,3 млрд рублей – его посмотрело более 50 млн жителей России.
Каким станет кинозритель завтрашнего дня и чем он будет отличаться от посетителей кинотеатров сегодня? Как изменился отечественный кинорынок и почему важны данные статистики?
По итогам 2019 года, российский рынок кинопроката стал крупнейшим среди стран Европы по числу проданных билетов. Такие данные содержатся в Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС). Судя по этим данным, совокупные кассовые сборы составили 55,5 млрд рублей – это максимальное значение в истории кинопроката России.
Как менялись среднегодовые потребительские цены на билеты в кинотеатры, можно узнать из статистики Росстата. Так, в 2000 году посещение кинозала в России стоило в среднем 18 рублей, в 2010 году – уже 162 рубля, в 2016 и 2017 годах – 258 рублей, а в 2018 году – 261 рубль.
В Воронежской области в 2000 году посещение кинозала в среднем стоило 11 рублей, в 2010 году – уже 133, в 2016 и 2017 годах – 183 и 206 соответственно, а в 2019 году – 214 рублей.
Кто же предпочитает тратить сегодня деньги на поход в кино? По данным ЕАИС, киноаудитория России преимущественно женская (доля женщин – 55 %). Средний возраст кинозрителя – 28 лет, а самая многочисленная возрастная группа – 25–34 года (32,5 %, то есть каждый третий посетитель кинотеатров). Для сравнения: доля аудитории в возрасте 12–17 лет составляет 16,1 %; 18–24 лет – 26,8 %; 35–44 лет – 16,9 %; старше 45 лет – 7,8 %.
Впрочем, если посмотреть на статистику Росстата, можно раскрыть секрет популярности кинотеатров у аудитории 25–34 года. Просто это наиболее многочисленная часть населения страны. Для сравнения: в 2017 году в возрасте 19 лет в России было 666 тыс. мужчин и 646 тыс. женщин; в возрасте 29 лет – 1,3 млн мужчин и 1,2 млн женщин; в возрасте 49 лет – уже 824 тыс. мужчин и 921 тыс. женщин.
С годами очертания возрастной пирамиды меняются, демографические «ямы» и «выступы» движутся вверх, что также может влиять на портрет зрительской аудитории. Таким образом, можно предположить, что основной кинозритель, который сегодня относится к группе 25–34 года, будет взрослеть, а на смену ему придет не столь многочисленная зрительская аудитория.
Увидеть и спрогнозировать тенденцию изменений мы можем по результатам предыдущих переписей. К примеру, перепись 1989 года выявила 25,4 млн жителей страны в возрасте 25–34 года, перепись 2002 года – уже 20,4 млн, а в 2010 году эту возрастную категорию представляло 22,9 млн человек.
Более точные данные о половозрастном составе населения современной России и потенциальных посетителях кинотеатров разных возрастов мы сможем получить по результатам Всероссийской переписи населения, которая пройдет в апреле 2021 года.
Информация позволит сделать выводы и прогнозы, например, относительно изменений доли семейных зрителей кинотеатров.
Сегодня почти каждый третий (30,8 %) посетитель кинотеатра приходит на сеанс в компании друзей. Чуть меньше зрителей (27,7 %) предпочитают просмотр вдвоем, а 15,3 % – в одиночестве. Доля семейной аудитории составляет 25 %, а в праздничные выходные может достигать 48 %. Преимущественно это зрители в возрасте 35–44 года.
Примечательно, что аудитория российского кино в 2019 году была в среднем на 5 лет старше, чем аудитория зарубежных фильмов: 32 года и 27 лет соответственно. Также аудиторию российского кино отличает более высокая доля женщин: 59 против 54 % зрительниц зарубежных фильмов.
– Нужно понимать, что в структуре кинопроизводства и продуктового предложения в сфере кино действуют классические законы маркетинга. Поэтому у нас имеется массовое кинопроизводство на широкую аудиторию и таргетированное – на определенные сегменты зрителей: кино для девочек, для взрослых, "не для всех" и т.д. Есть и концентрированное кинопроизводство, которое ориентируется на какие-то специфические узкие сегменты, например фестивальное кино, которое редко становится хитом кинопроката, – отмечает доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Николай Перепелкин.
Статистические данные Росстата позволяют узнать и размеры финансовых вложений в кинематограф по сравнению с другими отраслями. Так, расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 2018 году составили 20,382 трлн рублей. Из них на культуру, кинематографию – 528,2 млрд рублей, или 2,6 %. Для сравнения: на образование – 18 %, на здравоохранение – 16,3 %, на социальную политику – 60,8 %, на физкультуру и спорт – 1,6 %, на СМИ – 0,7 %.
Отметим, что важность статистики подчеркивалась и в самом отечественном кинематографе. В сценарии фильма «Служебный роман» (по пьесе Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского «Сослуживцы») были такие слова: «Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем». Директор Калугина отмечала: «Делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще. Статистика – это наука, она не терпит приблизительности». Другой главный герой, Новосельцев, признавался: «Так я вообще люблю свою профессию. Я считаю, что без статистики вообще не жизнь».