Вадим Кстенин: проекты запуска BRT и развития электротранспорта сегодня находятся на стадии глубокой проработки
20.07.2023 Вчера в ходе очередного заседания городской Думы главе Воронежа Вадиму Кстенину был адресован вопрос от депутатского корпуса, касающийся планов по развитию транспортной системы.В частности, заместитель председателя постоянной комиссии по работе с муниципальными предприятиями и развитию инфраструктуры отдельных территорий городского округа Артем Рымарь поинтересовался судьбой проектов скоростного автобусного маршрута (BRT) и модернизации троллейбусной инфраструктуры, о которых сообщалось ранее.
Отвечая на вопрос, глава города подчеркнул, что эти проекты сегодня одни из наиболее актуальных и приоритетных для муниципалитета, однако вместе с тем – и одни из самых сложных, требующих детальной проработки и взвешенных последовательных решений. Что касается запуска в областном центре метробуса – здесь речь идет не только о модернизации подвижного состава, но и, в первую очередь, об увеличении пропускной способности существующей сети улиц.
– Те проекты, которые мы заявляли в проработку – это развитие электротранспорта в городе и запуск BRT, так называемый «метробус» – все это реализуемо. Но это проекты небыстрые. Мы уже неоднократно объясняли, что BRT можно будет реализовывать только после того, как разгрузим Московский проспект и сможем позволить себе организовать на нем полноценные полосы для движения метробуса. Соответственно, только после того, как мы запустим в эксплуатацию дублер проспекта, приступим и к строительству инфраструктуры, которая необходима для BRT, – пояснил Вадим Кстенин.Речь идет о том, что проект предполагает серьезную реорганизацию дорожного движения – смещение выделенных полос к центру проезжей части, оборудование ее необходимой инфраструктурой, чтобы подвижной состав практически безостановочно проходил магистраль. Это означает, что фактически Московский проспект на продолжительное время будет выключен из транспортной сети города. Потому перед началом работ по организации движения по схеме подобного рода необходимо перераспределить автомобильный трафик по другим направлениям. Для этого в городе ведется строительство дополнительной связи от улицы Шишкова к улице Тимирязева, которая возьмет на себя часть трафика, а также запланирована реконструкция сети улиц, образующих западный дублер Московского проспекта.
В части модернизации электротранспорта глава Воронежа напомнил, что сегодня в этом направлении рассматривается концессионная инициатива. Правительством области заключено соглашение с одной из крупнейших специализированных организаций, которая изъявила желание в дальнейшем стать концессионером. На начальном этапе в рамках соглашения предстоит выработать оптимальный путь развития отрасли. И работы здесь также предстоит немало, поскольку реновировать необходимо полностью всю электротранспортную инфраструктуру, включая тяговые подстанции и контактную сеть, и параллельно обновлять подвижной состав на тот, который будет соответствовать уровню города-миллионника.
Ранее мэр отмечал, что в дальнейшем предполагается приобретение троллейбусов с возможностью автономного хода, что, в свою очередь, позволит избавиться от проводов в центральной части города. Однако этот проект при существующих стартовых условиях не окупаем за счет платы пассажиров – стоимость проезда в Воронеже по-прежнему остается одной из самых низких в стране.
– Сейчас мы находимся на стадии глубокой проработки – считается экономика всего проекта. Концессионное соглашение в дальнейшем будет сполна оплачено из бюджета. Суммы там достаточно внушительные – для того, чтобы полноценно запустить процесс, они могут доходить до 5-8 миллиардов рублей. Естественно, это будет долгосрочный процесс. По предварительной оценке, ежегодные платежи со стороны бюджета на погашение всех концессионных разовых затрат на протяжении нескольких лет будет составлять примерно по 800 млн рублей, – рассказал Вадим Кстенин.Он также сообщил, что в настоящее время документы находятся на рассмотрении в Министерстве транспорта РФ.
– Минтранс выдал свои замечания, они некритические. Но в любом случае их надо устранять. В министерстве тоже очень внимательно смотрят за этим процессом, и в случае, если мы получим согласование, сможем претендовать на хотя бы частичное субсидирование со стороны федерации и развитие электротранспорта в формате концессии. Это позволит облегчить экономику проекта и снизить ежегодные суммы платежей на погашение концессионеру его вложений, – поделился Вадим Юрьевич.При этом любые рассуждения о возможности изменения тарифа именно для троллейбуса несостоятельны. Мэр также подчеркнул, что сегодня существует четкое понимание, что стоимость проезда в электротранспорте не должна отличаться от другого подвижного состава, поскольку он должен оставаться конкурентным.
Также Вадим Кстенин ответил на уточняющий вопрос по перспективам появления в города рельсового электротранспорта, в том числе на левом берегу – по Ленинскому проспекту:
– Ничего невозможного в целом в восстановлении трамвайного движения нет, но поскольку в настоящее время все транспортные коридоры заняты, речь может идти только об очень отдаленной перспективе. Что касается Ленинского проспекта, то на нем будет реализовываться вторая очередь BRT, поэтому целесообразности в трамвае здесь пока не усматривается, – подытожил мэр.