Состоялся прямой эфир с участием главы Воронежа Вадима Кстенина

Состоялся прямой эфир с участием главы Воронежа Вадима Кстенина 01.12.2021 Сегодня глава Воронежа Вадим Кстенин встретился с горожанами в прямом эфире в группе правительства Воронежской области в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Градоначальник рассказал, с какими предварительными итогами заканчивается этот непростой год, как развивались основные сферы жизни города, какие планы еще предстоит реализовать, а также дает разъяснения по локальным вопросам, поступающим от зрителей эфира.
– Еще несколько лет назад уровень нашего муниципального долга составлял 75 % от уровня собственных доходов города, на начало этого года мы имели 35 %, к концу года имеем 12, 5 %. Понятно, что за декабрь при необходимости мы немного сможем нарастить уровень нашей долговой нагрузки – это абсолютно нормально. 12, 5 % – это достаточно серьезный результат и свидетельствует тому, что мы можем самостоятельно без региональных и федеральных субсидий говорить о начале каких-то серьезных инфраструктурных проектов, грамотно направлять финансовую политику заемных средств, чтобы они стали какими-то очень важными для нашего города проектами, – отметил Вадим Кстенин, открывая прямую трансляцию.
Отвечая на вопрос о сопоставимости доходов и расходов бюджета Воронежа с другими крупными городами страны, Вадим Кстенин отметил «прежде, чем сравнивать эти показатели, надо сравнить полномочия муниципалитетов. В других городах в их бюджеты входят средства на медицинские учреждения, организации соцзащиты и пр., которые у нас относятся к региональным полномочиям. Поэтому прямое сравнение не корректно. Отмечу, что у города сложились конструктивные отношения с правительством региона, мы получаем финансирование по заявляемым проектам и единственное, что нас сдерживает – это наличие проектно-сметной документации на конкретные объекты. Поэтому мы приняли решение сформировать пакет такой документации, чтобы иметь возможность участвовать в заявительных кампаниях региона и стран».

В ходе прямого эфира мэру был задан вопрос о его отношении к вводу системы QR-кодов:
– Я, наверное, единственный раз за сегодняшний эфир позволю себе высказать своё личное мнение, а не выступать как чиновник. Потому что это точно не мой уровень компетенции как чиновника, и не в моих полномочиях давать оценки изменений в Федеральное законодательство, касающихся ввода QR-кодов. Помните фильмы «Брат» и «Брат - 2»? Там есть такая фраза: «В чём сила брат? В правде!» Так вот, по этому поводу у каждого будет своя правда. И у меня сложилось мотивированное определённым образом мнение. Я являюсь постоянным и действующим членом регионального штаба по противодействию ковиду, и на протяжении двух лет вижу всё что происходит и могу делать определенные выводы. Внедрение QR-кодов никаким образом не ограничивают ни мои личные свободы, ни мои права. Они меня не возмущают, потому что я являюсь сторонником прививок. Сам прививался, и скоро буду ревакцинироваться. Семья привита. QR-код я получил в автоматическом режиме на портале Госуслуг, и никаких сложностей для себя лично я вообще не вижу. Вместе с тем у каждого, как я уже сказал, будет своя правда. Если спросить у медиков которые, в красной зоне работают, у них своя позиция. У патологоанатомов своя. И у тех людей, которые работают в похоронном бизнесе, а я, к сожалению, владею информацией по количеству захоронений до ковидных времен и в 2021 году. Если спросить работников скорой помощи, они тоже свою правду скажут. Точно так же, если спросить у людей, которые занимаются поставками кислорода в больницы Воронежской области, то сегодня пиковая нагрузка по заболеваемости, по госпитализации. Собственными силами не справляются с поставками кислорода и поэтому необходимо закупать кислород в других регионах. Представьте себе уровень ответственности людей которые занимаются организацией поставок кислорода, если вдруг сломается автомобиль и на несколько часов задержится машина. У них тоже будет своя правда, потому что последствия могут быть совершенно необратимые. И у нашего бизнеса своя правда. Локдаун никому не нравится, это убытки, отсутствие заработной платы у людей. Но сейчас, наверное, многие глядя в экран ругают меня, и у них своя правда. Люди пользуются интернетом, много читают, действует сарафанное радио. Я высказал свою позицию. На штабах постоянно присутствую, и обладаю очень большим количеством информации, вижу что и как происходит и вижу результаты тех ограничительных мер, которые вводятся. Развиваются цепочки, уменьшается количество заболевших. Я лично считаю, что любая мера, которая позволит нам с этой бедой справиться, она оправдана. Гораздо хуже, когда мы уходим в локдауны.
Среди поступивших на прямой эфир вопросов один касался реконструкции канализационно-насосной станции, расположенной на улице Шишкова, 144/1. 
– Уже завершена разработка проектно-сметной документации на полную реконструкцию этой КНС, которая постоянно выходит из строя. Сумма требуется в 24 млн рублей. Нас она абсолютно не пугает. Сейчас проект проходит государственную экспертизу, и как только он её пройдёт, мы приступим к заключению контракта на выполнение работ. Денежные средства у нас на это есть. Поэтому в следующем году мы точно эту проблему закроем, - констатировал мэр.
Был задан вопрос и о реформе системы городского общественного транспорта. 
 – Нас можно очень много критиковать за транспортную сферу, но, к сожалению, это дело не сегодняшнего дня. Такая транспортная система у нас сложилась очень давно и транспорт в отрыве от градостроительной политики города и других вещей не может работать. Если у нас пропускная способность дорог снижается, уровень автомобилизации растёт значительно, соответственно, и транспорт от этого страдает, поэтому необходимо какие-то меры предпринимать. Но я уже неоднократно говорил, что просто так, с бухты-барахты, меры принимать нельзя – можно только навредить. Поэтому мы начали с разработки ПКРТИ – базового научного документа, который все увязывает воедино. Теперь мы планомерно после утверждения этого документа приступили к реализации этого всего, – отметил мэр.
Следует отметить что ряд нововведений уже удалось внедрить в систему городских пассажирских перевозок:
  • – с учетом рекомендаций ФАУ «РосдорНИИ», мнения общественности и профильных специалистов, озвученных в рамках заседаний рабочей группы, предложений горожан была оптимизирована маршрутная сеть, сокращены дублирующие маршруты, открываются новые;
  • – внедрена безналичная оплата проезда во всем подвижном составе, а также дифференцированный тариф. Возможностью безналичной оплаты проезда сегодня пользуется большинство горожан; 
  • – ведется программа обновления подвижного состава. За последние три года обновлено 472 единицы (в том числе 120 большого класса для муниципального предприятия «Воронежпассажиртранс»). Только за непростой 2021-й год частными перевозчиками приобретено 125 автобусов 2020-2021 годов выпуска;
  • – сформирован надежный каркас транспортной системы города. Магистральные маршруты закреплены за муниципальным перевозчиком и обслуживаются новыми большими автобусами с выполнением вечерних графиков до 23:30 (согласно данным системы ГЛОНАСС);
  • – впервые за долгие годы на ряде наиболее востребованных направлений был увеличен класс подвижного состава (например, в пользу большого класса на маршрутах № 8 (со среднего класса) и № 49 (с малого класса));
  • – впервые введена система штрафных санкций за невыполнение перевозчиками контрактных обязательств. За грубые систематические нарушения условий контрактов перевозчики получают штрафы – по 1000 рублей за каждый факт нарушения каждой единицей подвижного состава. С начала года общая сумма штрафов составила более 4 750 000 рублей;
  • – введены бортовые номера, сегодня они присвоены всему подвижному составу, это сделано для удобства горожан – так легче жаловаться на недостатки в работе, не нужно запоминать госномер;
  • – внедряются выделенные полосы для общественного транспорта
Также глава города отметил, что муниципалитет продолжает искать возможности перехода на брутто-контракты – ведутся расчеты перевода системы на финансирование в новом формате. 

Однако система брутто-контрактов – очень сложный механизм. По предварительным расчетам объем транспортный работы, за счет сокращения дублирования будет уменьшен на треть. А количество автобусов за счет увеличения вместимости сократится. 

При этом брутто-контракт требует существенного финансирования. При текущем уровне тарифа и пассажиропотока из бюджета потребуется компенсировать более 2 млрд. руб. Стоимость перехода очень высока, поэтому такое решение нельзя принять быстро и без участия вышестоящих бюджетов.

Отвечая на вопросы, касающиеся темы роста платежей для граждан в связи с увеличением тарифов, Владимир Кстенин отметил:
– Сегодня все говорят о повышении тарифов на 9,1% – это не совсем так. Речь не о тарифах, госрегулирование которых – государственные полномочия. Рассматривается изменения индекса платы граждан за коммунальные услуги, который считается так: берется платежка, все строчки складываются кроме первой, которую устанавливают горожане самостоятельно, и 9,1% данном случае – предельный рост индексе платы. Тарифы меняются на совершенно другие величины. Теперь, что такое 9,1%? Разные дома в Воронеже имеют поставщиков ресурсов, у которых разные тарифы. Если брать теплоснабжение, то, например, в зоне ответственности «Квадры» 8 теплоисточников, у которых разные тарифы на теплоснабжение. Самые низкие – от ТЭЦ, самый высокий в их зоне ответственности – у единичной котельной на улице Сакко и Ванцетти. 9.1% – это самый большой рост платежа граждан в одном конкретном доме на 8 квартир, потому что там самый высокий тариф на тепло. Львиная доля домов в городе будут иметь рост платы от 7,1% до 8,6%. Сегодня предельный индекс роста платы граждан для Воронежской области федерацией установлен на уровне 5,3% плюс 2%, которые не требуют согласования с федеральным центром, то есть 7,3%. Фактически, предельный рост коснется небольшого количества людей, и индекс мы просим скорректировать чуть более чем на 1% от согласованного. Эта мера определена необходимостью выполнения концессионных программ в сфере тепло- и водоснабжения, по которым концессионерами уже вложены миллиарды рублей на замену дырявых сетей, прокладку новых, модернизации водоподъемных и тепловых узлов. Мы понимаем, что зачастую рост платы существенно скажется на бюджете определенных категорий воронежцев и поэтому мы остаемся единственным городом-миллионником, где осуществляются социальные выплаты населению из городского бюджета в части компенсации затрат на ЖКХ. И мы не намерены отказаться от своих обязательств в сфере субсидирования граждан по оплате услуг ЖКХ. В Воронежской области действует отлаженная система субсидирования граждан, для которых бремя оплаты коммунальных услуг превышает 22 процента от совокупного дохода семьи. Социальная поддержка граждан – полномочия не органа местного самоуправления, а государственной власти. Но город Воронеж – единственный из городов-милионников – который собственным бюджетом участвует в этом процессе, ежегодно мы направляем около 300 млн рублей на помощь самым незащищенным горожанам – многодетным семьям, матерям-одиночкам. Для них максимальная доля расходов на коммуналку в общем доходе семьи установлена в размере 15 процентов, а для одиноко проживающих пенсионеров – 10 процентов.
Также был задан вопрос о благоустройстве общественных пространств.
– Мы стараемся не бездумно подходить к каким-то реконструкциям, стараемся профессиональные сообщества привлекать и совместно разрабатывать концепции. На какие-то большие общественные пространства мы проводим конкурсы, в том числе, архитектурные, на достаточно серьезном уровне. Мы не хотим, чтобы город Воронеж в своих важных, центральных местах, которые являются сегодня его алмазом, выглядел как какие-то тривиальные вещи, которые десяток лет назад в других городах сделали. Например, та же Петровская набережная – сегодня мы имеем возможность наш алмаз огранить и получить из него бриллиант. Что касается малых общественных пространств – мы проводим по ним такую же большую работу, – рассказал глава Воронежа.
Так, благоустроительные работы были проведены в двух десятках малых общественных пространств, среди которых скверы Никитинский и им. Куцыгина, Электросигнальный, сквер у театра оперы и балета, площадь Победы, Димитровский бульвар и другие. Продолжаются работы по реконструкции проспекта Революции, парка Орлёнок, техническое открытие которого запланировано уже до конца года, а также готовится приобрести новый облик Петровская набережная, парк «Танаис» и ряд других объектов. Малые общественные пространства обновляются в каждом районе города.

В ходе трансляции главе города поступил вопрос по решению проблемы безнадзорных животных в городе. 
– Есть Федеральное законодательство, которое предписывает все наши полномочия и все наши механизмы работы с безнадзорными животными. Мы обязаны в кратчайшее время построить необходимое количество приютов для безнадзорных животных. Только в очень редких и экстраординарных случаях Федеральное законодательство предусматривает эвтаназию животных. В основном это создание приютов, это поиск новых хозяев животным и так далее. С точки зрения строительства: мы сейчас завершаем проектирование нашего муниципального приюта. Сейчас получим госэкспертизу и выйдем на строительство. Он запроектирован достаточно мощным на 200, если можно так сказать, голов со всеми необходимыми по законодательству помещениями. В следующем году мы будем уже строить, земельный участок уже отведен. Кроме того, мы сформировали ещё 4 земельных участка для строительства частных приютов. Также мы инициировали на региональном уровне внесение изменения в областной закон, который позволяет для реализации социально важных проектов, при определённых условиях, нам предоставлять земельные участки напрямую инвесторам. Вот теперь строительство приютов относится к этим категориям, что позволяет нам эти земельные участки инвесторам передавать для того, чтобы они могли реализовывать там свои проекты. Поэтому я думаю, что в ближайшее время достаточно серьёзные изменения в этой сфере увидим, – поделился глава города Вадим Кстенин.
В ходе эфира был задан вопрос и о развитии троллейбусной инфраструктуры в Воронеже. Вадим Кстенин также подробно ответил и на него.
– Сейчас мы проводим ряд переговоров, в том числе, и с крупными коммерческими компаниями о возможности передачи в концессию нашего троллейбусного парка. Порядка 60 единиц троллейбусов при заключении концессионного соглашения будет полностью заменено на новые, но с условием, что будет заключен брутто-контракт, т.е. мы должны будем оплачивать фактически транспортную работу. Первичные инвестиции будут сделаны концессионером, но фактически мы через транспортную работу должны будем компенсировать концессионеру те затраты, которые он будет нести на соз0дание этой новой системы и структуры, потому что не только троллейбусы нужно купить, но и полностью заменить тяговые подстанции, сделать реновацию всех электрических сетей и т.д. Это достаточно большие работы. Объем инвестиций в троллейбусную сеть оценивается в 6,9 млрд. рублей. При наличии системы брутто-контрактов частные инвестиционные компании готовы такие вложения сделать, – пояснил глава города.
Троллейбусная инфраструктура в Воронеже требует отдельного внимания, особенно контактная сеть и тяговые подстанции – единовременное расширение имеющегося парка может привести к ее единовременному износу и троллейбусное движение остановится. В текущих условиях для развития городского электротранспорта в первую очередь требуется реконструкция имеющихся тяговых подстанций, замена опор контрактной сети и самой сети на новые более легкие образцы с использованием полимерных материалов – именно эта работа является наиболее дорогостоящей, а затем уже приобретение подвижного состава.

Далее был задан вопрос о возможности создания в Воронеже метробуса. Мэр Вадим Кстенин оценил такие перспективы очень осторожно. 
– Я склоняюсь к реализации проекта метробуса. Однако прежде чем вкладывать в него 10 млрд рублей, необходимо решить вопрос пропускной способности Московского проспекта. Там ситуация и так достаточно тяжёлая, и альтернативных вариантов движения немного. Мы приступим к строительству связи между Шишкова и Тимирязева. Второй проект, который прорабатывается, – строительство дублёра Московского проспекта. Без реализации этих идей забирать часть Московского проспекта под движение только общественного транспорта будет невозможно, – поделился мэр Вадим Кстенин.
В настоящее время наиболее оптимальным возможным вариантом решения проблемы транспортного обслуживания людей является организация обособленного движения общественного транспорта. Сейчас это выделенные полосы в правой части дороги, которые дают преимущество общественному транспорту, который перевозит больше людей, чем личные автомобили.

Учеными, специалистами РосдорНИИ предлагается новая концепция – обособление полос для пассажирского транспорта по осевой линии дорожного полотна – так называемый, метробус или BRT. В данном случае будет максимально эффективно использоваться имеющаяся площадь дорожного полотна, сохранятся парковочные карманы, упорядочится движение общественного транспорта и существенно повысится его скорость.

Одна из важных тем эфира – озеленение и уход за зелеными насажденьями. Горожане интересовались, почему в бюджете не заложены средства на полив и удаляется очень много деревьев:
– Не все, что мы без глубокого погружения в бюджете увидим, говорит о том, что там что-то не заложено. Есть разные статьи и по ним различные виды работ финансируются, в том числе полив. Я три года назад поставил задачу нашим сотрудникам управ и комбинатам благоустройства перестать за деньги покупать водопроводную воду и поливать этой дорогой водой дороги и, соответственно, производить уходные работы за растениями. Мы официально оформили возможность забора воды из водохранилища, сделали собственную наливную станцию, получили все необходимые разрешительные документы. Соответственно, сегодня мне не покупаем воду. Следующий момент – необязательно полив вдоль дорог мы должны видеть в статье расходов экологии. Да и вообще бюджет не расписывается настолько глубоко. Сегодня мы ещё и договорились с депутатами городской Думы о том, что серьезным образом ближайшее время поговорим про трансформацию наших обслуживающих предприятий экологического профиля. Считаю, что эти организации должны заниматься специализированными работами, работами с зелёными насаждениями. А вот содержание территории, покрытий и так далее должны обеспечивать комбинаты благоустройства. И на это мы должны им дополнительные деньги выделять, потому что у них больше возможностей качественно содержать территории, у них большое количество техники, большое количество работников ручного уборки – их сейчас порядка 500. Говорили с депутатами, что соберёмся на профильную комиссию по экологии, разберём всё по полочкам для того, чтобы улучшить работу по содержанию зелёных насаждений в городе. Однозначно хочу сказать о том, что уже поручения все необходимые я дал, и в случае необходимости будем увеличивать расходные статьи на экологию. Не менее 1000 крупномерных саженцев год надо высаживать, в первую очередь – на наших улицах, где были удалены сухостойные или аварийные деревья. На месте всех пеньков будут высажены новые крупномерные саженцы, – рассказал Вадим Кстенин.
В финале эфира ведущий поинтересовался сложно ли быть мэром и можно ли от этого устать. Вадим Кстенин и на этот вопрос ответил подробно:
– Мэром быть сложно, если ты человек небезразличный. Каждый обращается со своей болью. Всегда пытается донести то, что его тревожит. Безразличным людям, наверное, во власти не место, они не смогут эффективно работать. Мэром работать сложно ещё и потому, что это передовая. Нужно решать вопросы людей, изыскивать ресурсы, брать на себя ответственность. Прежде чем идти на такую работу надо быть готовым к тому, что тебя никто не будет любить, а в основном будут ругать. Всю твою работу оценят потом, когда тебя уже не будет. Тогда кто-то, возможно, добрым словом вспомнят, что было вон как, а стало так. Всё познается в сравнении. А когда находишься на должности, готовься быть немил всем. С другой стороны, любая исполнительная власть имеет возможность «пощупать» результаты своей работы. Очень важно, что ты не работаешь «в пустоту», а видишь конкретные плоды. Приезжаешь и видишь счастливые лица. Или получаешь свою порцию критики, но потом люди забывают, что тебя критиковали, и комфортно передвигаются по 6-полосному мосту.