Вадим Кстенин: финансовая ситуация в Воронеже стабильная, развиваемся

Вадим Кстенин: финансовая ситуация в Воронеже стабильная, развиваемся 24.11.2022 В прямом эфире в социальных сетях правительства региона глава города Вадим Кстенин ответил на многочисленные вопросы горожан, которые касались самого широкого круга городских тем.

В частности, одной из первых затронули ситуацию с исполнением муниципального бюджета в текущем году.

Ведущий спросил, как в существующих непростых условиях удается выполнять все обязательства, заложенные в бюджет, и при этом сохранить его финансовую устойчивость и сбалансированность.

Отвечая на вопрос, мэр отметил, что может, это прозвучит для кого-то и удивительно, но бюджет города показывает заметный рост. Так, в 2020 году по доходам он составлял 24 млрд. рублей, в 2021 – 26 млрд. рублей, а в этом – 36!
– Конечно, это средства, которые поступили, в том числе, в виде субвенций и субсидий из вышестоящих бюджетов. Динамика на лицо. При этом пять лет назад мы имели муниципальный долг в 7, 9 млрд рублей и большая часть из этого муниципального долга – это были коммерческие кредиты, по которым мы вынуждены были на обслуживание расходовать до 450 млн. рублей в год. Это, однозначно, неэффективные траты. На сегодняшний день наш муниципальный долг составляет 1,9 млрд рублей, то есть, мы на 6 млрд сократили муниципальный долг и, соответственно, сегодня он составляет всего 15% от уровня собственных доходов муниципалитета. Это очень устойчивое финансовое положение, очень высокий кредитный рейтинг нашего муниципалитета и поэтому впереди, я уверен, все будет хорошо и с точки зрения финансовой обеспеченности, и устойчивости нашего бюджета. При этом мы, как вы знаете, год от года наращиваем объемы капитальных вложений, объемы ремонтных работ, увеличиваем заработную плату – в этом году вместо 9% ее увеличили на 15, в том числе, представителям социального блока – увеличиваем количество объектов, которые строим, при этом растут затраты на операционные расходы, растут затраты на эксплуатацию новых объектов. Вот, такая сегодня экономика города, – рассказал глава города своим слушателям.
Далее у мэра поинтересовались, как на муниципальный долг влияет  работа с таким весомым инструментом, как инфраструктурные бюджетные кредиты, в проекты по которым в этом году активно включился Воронеж.
- Да это важная тема, меню которой разработано на федеральном уровне для того, чтобы дать возможность регионам и муниципалитетам реализовать какие-то очень важные знаковые инфраструктурные проекты. У этих инфраструктурных бюджетных кредитов и новых инвестиционных проектов разные совершенно возвратности средств:  структурные бюджетные кредиты правительство Российской Федерации дает региональным правительствам, региональное правительство, в свою очередь, муниципалитетам эти  денежные средства выдает в виде субсидий. Поэтому на нашем муниципальном долге инфраструктурные бюджетные кредиты не отражаются от слова «никак». Но при этом позволяют нам реализовать масштабные серьезнейшие проекты, - сообщил Вадим Кстенин.
Также он отметил, чтобы получить такой кредит, недостаточно только объявить какой объект инфраструктуры предполагается строить. В правительстве Российской Федерации работает межведомственная комиссия, куда входит ряд министерств  - они все анализируют и принимают решения. В заявке необходимо объяснить для чего возводится тот или иной объект в рамках инфраструктурного кредита.
- А вся логика этих проектов - дать запуск каких-то проектов, либо строительства новых производств, непосредственно. Такой кредит работает  следующим образом: есть инвестор, который реализует какой-то проект, например, строит жилищный комплекс, эта стройка генерирует региональные налоги, они увеличиваются и закладываются, в свою очередь, в процесс строительства и так далее. Когда же новые построенные объекты вводятся в эксплуатацию, то мы понимаем, что вокруг них будет построен соответствующий бизнес, который также будет генерировать региональные налоги и так далее. Инфраструктурный бюджетный кредит выдается на срок до 15 лет под минимальные проценты и вот за эти 15 лет за счет дополнительно создаваемой налогооблагаемой базы, за счет частных инвестиций бюджетный кредит и будет, безусловно, погашен. Это не те деньги, которые мы сегодня попросили, а завтра нам нечем отдавать. Мы сразу обосновали за счет чего мы будем их давать.  Когда создается производство, оно генерируют федеральные налоги и это очень выгодно и для региона, и для муниципалитета, - рассказал мэр.
Не обошли вниманием и благоустройство общественных пространств в районах Воронежа. Одна из подписчиц задала вопрос о судьбе парка «Танаис».

Напомним, в последние годы администрация Воронежа вела активный поиск инвестора, готового заняться реконструкцией одной из самых крупных зеленых зон Советского района. Вадим Кстенин в рамках рабочих выездов неоднократно выезжал и в сам парк, где общался с живущими в непосредственной близости людьми, проводились и встречи с активистами в мэрии, в ходе которых были презентованы концепции развития «Танаиса». И эта работа принесла свои плоды.
– Я сам говорил о том, что этот парк для меня родной, я там ребенка своего вырастил, поэтому он для меня очень близок. Мы получили частную концессионную инициативу, т.е. дефакто как минимум один инвестор у нас уже есть. Сейчас все необходимые процедуры по рассмотрению и согласованию частной концессионной инициативы запущены. В законе прописаны сроки - в эти сроки всё будет рассмотрено, принято соответствующее решение, а в следующем году мы уже приступим к реализации, - поделился Вадим Кстенин.
Глава Воронежа пояснил, что на первом этапе будет вестись работа по проектированию, после чего начнутся уже непосредственно благоустроительные работы. Положительный пример концессии общественного пространства уже есть – это парк «Дельфин». По словам Вадима Кстенина, работа с инвестором «Танаиса» будет строиться на тех же принципах.
– Там было следующим образом: когда мы распределили сумму инвестиционных вложений, часть денег была рассчитана на то, чтобы сделать общедоступную, скажем так – социальную, инфраструктуру на этом объекте, а часть денег была рассчитана на то, чтобы строить какие-то коммерческие объекты, которые потом смогли бы приносить какую-то прибыль, позволяющую купить всю эту концессию. У нас была договорённость, что сперва - социальные вещи, а потом только лишь подходим к объектам коммерческим. Здесь мы тоже будем с инвестором очень серьёзно обсуждать этапность всех работ, - рассказал мэр Воронежа.
В ходе прямого эфира затронули тему расселения из ветхих и аварийных домов. Глава города рассказал о работе, которая ведется в этом направлении.
– Несколько дней назад утвердили две территории под комплексное развитие. Территории в районе улицы Солнечная и улицы 9 января. Такие новые механизмы достаточно интересные, я считаю, что они очень перспективные, в том числе с целью расселение ветхих и аварийных домов, создания новой инфраструктуры. Такое развитие территорий очень перспективным. В ближайшее время выставим на торги эти территории для их дальнейшего развития, – рассказал мэр.
В связи с изменением законодательства введен новый формат механизма расселения жилья. При развитии застроенных территорий главным было снести ветхие и аварийные дома и расселить людей. Теперь идёт речь о развитии инженерной, дорожной, транспортной и социальной инфраструктуры. Также рассматриваются различные механизмы финансирования и государственных мер поддержки.
– Губернатором Воронежской области с фондом реформирования ЖКХ было подписано соглашение об ускоренном переселении граждан, которое действует до 2024 года. Мы уже до конца этого и в начале следующего года завершим эту программу и будем готовы к реализации следующих, – поделился Вадим Юрьевич.
По расселению аварийного и ветхого многоквартирного жилья в 2022 году рамках национального проекта «Жилье и городская среда» на территории городского округа город Воронеж завершается ликвидация аварийного жилищного фонда признанного таковым до 1 января 2017 года. Всего с 2019 года расселены 20 домов и ещё 3 находятся в стадии расселения.

Воронежцы задали и вопросы, касающиеся проспекта Революции, реконструкция которого идёт уже не первый год. 

Вадим Юрьевич пояснил, что контракт изначально был трехгодичным, поскольку сам объект достаточно дорогой. По словам мэра, работ на проспекте осталось мало – не завершен ремонт ряда пространств, на которых по объективным причинам нет возможности продолжать реконструкцию. Например, фонтан у театра кукол «Шут», который сейчас также находится на ремонте, принадлежит региональным структурам. До тех пор, пока на этом участке будет перемещаться большегрузная техника, укладывать плитку и делать окончательное благоустройство нецелесообразно. 

В ходе эфира глава Воронежа также поделился работой, которую ведет муниципалитет с членами семей мобилизованных.

В течение нескольких месяцев мэр встречался с женами, детьми, родителями, сестрами и братьями мобилизованных для того, чтобы выслушать их проблемы и оперативно их решить.
– Мы находимся в постоянном диалоге и обсуждаем и серьезные темы, которые касаются незаконной мобилизации, возвращения супруга. Мы все детальным образом изучаем, и если есть хоть какие-то малейшие сомнения, что где-то нарушены права наших ребят, то мы соответствующим образом реагируем. Кроме того, договорились с членами семей мобилизованных, что через непродолжительный промежуток времени проведем повторные встречи, на которые люди смогут прийти и поделиться либо положительным, либо отрицательным опытом взаимодействия с муниципалитетом. И в случае необходимости, мы откорректируем этот процесс, если что-то не получается. Я обязательно снова проведу цикл встреч с родственниками и получу обратную связь, – подытожил Вадим Кстенин.
Также мэр Вадим Кстенин ответил на вопросы горожан, связанные с темой городского пассажирского транспорта.

В частности, участники трансляции обсудили наиболее актуальные сегодня вопросы ухудшения транспортного обслуживания, которое фиксировалось в последнее время, предстоящее повышение стоимости проезда, дальнейшие перспективы троллейбусного движения в городе и др.
– Я никогда не скрывал, что проблемы общественного транспорта в Воронеже – это одни из самых серьезных наравне с Левобережными очистными сооружениями. Это системные проблемы, которые сегодня последовательно решаются, – отметил Вадим Кстенин.
Еще одной темой, рассмотренной сегодня в ходе прямого эфира с главой города Вадимом Кстениным, стала реализация проектов в сфере дорожной деятельности.

Часть вопросов, заданных воронежцами, касалась строительства новых связей, асфальтирования улиц частного сектора, и, конечно, в связи с изменением погодных условий – уборки города от снега.

Особое внимание было уделено темпам выполнения таких масштабных проектов как реконструкция Остужевской развязки (двух этапов из трех) и строительство транспортной связи улиц Шишкова и Тимирязева.
– Эти объекты мы планируем ввести в эксплуатацию уже в следующем году. Это сложные объекты, но работы там сегодня ведутся опережающими темпами, – отметил мэр.
Мэр Вадим Кстенин ответил и на вопрос о ближайших перспективах Воронежа:
– Я вижу Воронеж лет через 10 центром макрорегиона с очень сильной экономикой и развитым социальным блоком. Как город, в котором, конечно, надо будет еще потрудиться, – рассказал мэр.
Одной из тем, затронутых в ходе прямого эфира с мэром Вадимом Кстениным, стала реализация крупных проектов в условиях беспрецедентных санкций.
 
Глава Воронежа рассказал о том, что количество объектов, которые строит администрация, ежегодно растёт. Он отметил, что существуют и объективные проблемы при строительстве: рост цен на некоторые позиции, пандемия, нехватка рабочей силы.
– Приходится фактически каждый месяц пересчитывать проектно-сметную документацию исходя из того что всё время происходят колебания цены на те или иные строительные материалы, изделия, конструкции и оборудование, – отметил мэр.
Вадим Кстенин добавил, что на уровне федерации предусмотрены серьезные меры поддержки, которые позволяют обоснованно, через государственную экспертизу по факту удорожания получать компенсацию.